Найти тему

Олимпийское зазеркалье школьников: что не так с детскими олимпиадами в Башкирии. Анализ экономиста

   © Пруфы.рф
© Пруфы.рф

В современном мире талантливые дети – основополагающий ресурс, формирующий успешное будущее нации. Возрастание роли инноваций в развитии страны порождает потребность в людях, обладающих нестандартным мышлением и вносящих новое в нашу жизнь, умеющих создавать и реализовывать инновационные проекты. Поэтому эффективность деятельности государства по выявлению и развитию одаренных детей является общенациональным приоритетом. Олимпиадное движение является одним из основных принципов работы с молодыми талантами, позволяющим результативно выявлять и развивать выдающихся школьников. Эффективность этой деятельности во многом характеризует инновационное будущее региона. В нашей стране проводятся всероссийские олимпиады для школьников (ВСОШ) по 24 предметам. В них ежегодно участвуют 6-7 миллионов учеников. Проходит она в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный. В первом может участвовать любой желающий, начиная с пятого класса, а по русскому языку и математике олимпиады проводятся с четвертого. В заключительном принимает участие около 6 тысяч детей. Победители, призёры этого этапа получают право на поступление без экзаменов в университет на профильное направление. Кроме того, проводится свыше 80 олимпиад, утвержденных Министерством науки и высшего образования Российской Федерации. Основной бонус для победителей и призеров – это льготы при поступлении в вузы. В зависимости от сложности олимпиад и от решений вуза победители и призеры получают право на зачисление в университет без экзаменов, или же они могут воспользоваться льготой «максимальный балл ЕГЭ» (100 баллов). Поэтому успешность выполнения заданий формирует конкурентность одаренных детей при получении высшего образования в лучших вузах России. Каждый регион по-своему реализует возможности в развитии одаренных детей. Субъекты Российской Федерации, имеющие наибольшее количество победителей и призеров заключительного этапа в 2021/2022 учебном году

-2

Москва с большим отрывом лидирует по количеству призеров и победителей ВСОШ: высокие места заняло около 1,3 тысяч учеников – 45% от общего числа. В этом году в Московской области число призеров и победителей составило 309 человек, в Татарстане – 237 учеников, в Санкт‑Петербурге – 205, в Челябинской области – 67, в Удмуртии – 57, Мордовии – 41, в Башкортостане – 36. Общее количество победителей и призеров олимпиад не совсем точно отражает реальность. Более объективна информация в расчете числа выдающихся учеников на 100 тысяч жителей. Рейтинг по итогам Всероссийской олимпиады школьников 2022 г. (число победителей и призеров на 100 000 человек)

-3

В рейтинге регионов по итогам всероссийской олимпиады 2021-2022 учебного года Башкирия опустилась на три пункта и заняла 19 место. В 2015 году число победителей и призеров из Башкортостана заключительного этапа ВСОШ – 47 учеников, в 2022 году – 36. Снижение в 1,3 раза. Следует отметить, что сильно увеличился отрыв Башкортостана от лидеров. Если в 2015 году в расчете на 100 тысяч населения в Москве победителей и призеров ВСОШ было в 4,15 раза больше, чем в Башкирии, то этом году их больше в 11,5 раз. В Татарстане в 2015 было больше в 2,5 раза, в 2022 году – уже в 6,8 раза. Аналогична ситуация и с конкурсами, входящими в перечень олимпиад, утвержденных Министерством науки и высшего образования Российской Федерации. Ошеломительного успеха нет При этом республиканские госСМИ говорят о неких ошеломляющих успехах Башкирии в олимпиадном движении. Нельзя сказать, что работа не проводится. Существует Центр развития талантов «Аврора», в Уфе есть муниципальный научно-информационно-методический центр, который отвечает за организацию олимпиадного движения. Кроме того, существует ряд структур, осуществляющих подготовку детей к олимпиадам на коммерческой основе. Есть даже утвержденная республиканским правительством Концепция развития одаренных детей и молодежи в Республике Башкортостан. Правда показатели, установленные ей, являются недостижимыми и не отражают существующие реалии. Нежелание властей Башкирии видеть ухудшение работы с одаренными школьниками негативно отражается на наших детях. Необходимы новые неформальные способы работы с одаренными школьниками, предусматривающие эффективность самореализации детей, создающие системный подход по созданию успешного будущего нашей республики. Для начала надо посмотреть правде в глаза и понять причинно-следственные связи, поставить реалистичные цели для решения проблем. Успех Мордовии, Удмуртии, Кировской области пришел, прежде всего, за счет умения мобилизовать свои ресурсы для достижения поставленных целей. У нас дети не менее одаренные, только башкирские чиновники ориентированы, видимо, не на результат, а на некий «хайп», позволяющий демонстрировать наши неудачи как успехи и победы. А как вы думаете, что не так со школьными олимпиадами в Башкирии?

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц