Найти тему
Всё о М.И.Ф.ах

Международный День кино.

Оглавление

Кинематограф представляет собой неотъемлемую часть нашей жизни. Хотя начало было положено в самом конце XIX века, он и сейчас продолжает пользоваться огромной популярностью не только в нашей стране, но и во всём мире. Ежегодно в мировой прокат выходит большое количество кинолент различных жанров. 

Все мы любим кино, и неудивительно, что в мире существует такой праздник, как Международный День кино, который ежегодно отмечается 28 декабря. Именно в этот день в 1895 году был организован первый сеанс кинематографа. Об этом и о других моментах пойдёт сейчас речь.

Первые творческие шаги.

История началась 28 декабря 1895 года. В это время в «Гранд-кафе», расположенном на бульваре Капуцинок, братья Люмьер (Огюст и Луи) продемонстрировали публике 1-ый короткометражный фильм под названием «Прибытие поезда». На протяжении 48 секунд на экране была показана всего лишь остановка поезда железнодорожной платформы вокзала города Ла-Сьота и движущиеся вдоль вагонов пассажиры.

Несмотря на незамысловатость сюжета и маленькую продолжительность, фильм приобрёл широкую известность. Хотя 1-ый показ вызвал у зрителей панику, посчитав, что движущийся поезд раздавит. Никто в то время не был психологически готов воспринять "ожившее" изображение движущегося на зрителей поезда, показанного в натуральную величину. Позднее этот сюжет копировался многими операторами по всему миру – прибытие поездов снималось на разных вокзалах. 6 мая 1896 года этот фильм был показан и в московском театре Солодовникова.

Фрагмент из короткометражной картины «Прибытие поезда»
Фрагмент из короткометражной картины «Прибытие поезда»

Следующий короткометражный немой фильм, благодаря которому начало зарождаться игровое кино, стал «Политый поливальщик». В отличии от «Прибытия поезда» он стал 1-ой постановочной комедией. Картина состоит из одного кадра, где Садовник поливает растения из шланга. Мальчик незаметно для садовника наступает на шланг, и вода перестаёт течь. Садовник удивлённо заглядывает в наконечник, мальчик освобождает шланг, и вода под давлением ударяет садовнику в лицо. Он роняет шланг, в ярости оглядывается, видит хулигана, бросается за ним, догоняет и наказывает его.

Для рекламы был создан киноплакат, который считается как 1-ый постер из когда-либо применявшегося для продвижения кинокартины. Плакат был выполнен художницей Марселиной Озоль и изображал зрителей в зале вместе с киноэкраном, где хулиган разыгрывал садовника, наступая на шланг.

Плакат фильма «Политый поливальщик». Худ. Марселина Озоль
Плакат фильма «Политый поливальщик». Худ. Марселина Озоль

Фильм имел большой успех со стороны публики. Даже показывался и во время синематографических сеансов в России, о чем сохранились свидетельства прессы:

«Новости дня», 1896, 28 июля:
В театре «Эрмитаж» продолжился показ картин коронационных торжеств в Москве, а также киноленты о приезде французского президента Феликса Фора в Петербург, жанровых картинок «Купание в море», «Ломка стены», «Поливка сада» и других.

Кроме того, «Политый поливальщик» стал объектом подражаний. С тем же сюжетом короткометражные фильмы неоднократно снимались многими энтузиастами 1-ых лет существования кино, например, фильм «Поливальщик», снятый в 1896 году Жоржем Мельесом – одним из 1-ых зрителей фильмов братьев Люмьер.

Став впоследствии горячим поклонником кинематографа, Мельес основал собственную киностудию и снял более 500 короткометражных фильмов, из которых оказался известный – «Путешествие на Луну». Он представляет собой комедию, пародирующую сюжеты романов Жюля Верна «Из пушки на Луну» и Герберта Уэллса «Первые люди на Луне». В определённом смысле это была экранизация, поставленная Мельесом по собственному сценарию, на созданных им декорациях, на его частной студии и силами его актёрской группы. Сюжет повествует о том, как астрономы совершили путешествие на Луну с помощью космической капсулы в виде пули и огромной пушки, выстреливающей эту капсулу по направлению Луны. Там путешественники-астрономы сталкиваются с насекомообразными жителями – селенитами, которые совершили на них нападение. Ученым ничего не остаётся делать, как отбиваться от них. В результате чего астрономы бегут обратно к капсуле и возвращаются обратно на Землю, в океан, где их спасает корабль и буксирует на берег. Заключительным эпизодом (в некоторых версиях фильма он отсутствует) стало то, что был устроен праздничный парад в честь возвращения путешественников, включая демонстрацию пленённого селенита, пытавшегося захватить на Луне капсулу.

«Путешествие на Луну» считается 1-ым научно-фантастическим фильмом, а также самым известным среди тех, что было снято Жоржем Мельесом. А момент, когда снаряд приземляется в лунном глазу, остаётся одним из знаковых и часто упоминаемых кадров в истории кинематографа.

Кадр из фильма «Путешествие на Луну»
Кадр из фильма «Путешествие на Луну»

Надо сказать, что в самом начале пути развития кино было немым, т.е. звук отсутствовал и были лишь интертитры. А маленькая продолжительность была связана с техническим несовершенством киноаппаратуры того времени. Но уже к 1900-м годам (к началу XX века) продолжительность выросла. Вместе с этим кинотехника становилась более совершенной, улучшалось качество съёмки вместе с актёрской игрой, начали формироваться жанры. А еще появлялись новые на тот момент режиссёры и актёры. Последние стали непревзойдёнными звёздами кино. Это – Бастер Китон, Гарольд Ллойд, Макс Линдер и Чарли Чаплин. Они подарили зрителям свои картины, где не только являются создателями и исполнителями, но и продемонстрировали экранный образ своих персонажей, каждый из которых стал впоследствии визитной карточкой. Например, у Макса Линдера (как 1-ый экранный образ в международном кинематографе) сложился образ комического дамского угодника, который часто попадает в смешные ситуации из-за мгновенной влюблённости, сильного опьянения, желания произвести впечатление и т.п. Фирменным знаком Бастера Китона в своих фильмах стало невозмутимое выражение лица, в связи с чем получил прозвище "Великое каменное лицо". Гарольд Ллойд воплотил на экране "Персонажа с очками", являющийся не только комедийным, но и более зрелым, способным вызывать большое сочувствие. А вот у Чарли Чаплина был создан образ бродяги, постоянно используя приёмы пантомимы и буффонады.

Эти лица продолжали привлекать внимание зрителей до тех пор, пока не наступили 1930-е годы. Это был переход из немого кино в звуковое. А 1-ым в истории фильмом стал «Певец джаза» режиссёра Алана Кросланда. Главную роль исполнил Эл Джолсон, исполнивший 6 музыкальных номеров. С технической точки зрения в картине содержится синхронизированная записанная музыкальная партитура, а также синхронное пение и озвучивание некоторых реплик. Всё это положило начало коммерческому превосходству звуковых фильмов в прокате и одновременно закату эпохи немого кино.

Плакат фильма «Певец джаза»
Плакат фильма «Певец джаза»

С приходом звука появилось новое требование к актёрам: они должны обладать хорошей дикцией и разборчивостью речи. При этом начали распространяться актёрские курсы сценической речи, которые были вынуждены посещать даже признанные звёзды немого кино. Кроме того, возникла новая на тот момент кинопрофессия – композитор – одна из главных наряду с режиссёром, сценаристом и актёром. Популярность песен и музыки к фильмам позволила кинопроизводителям увеличить доходы благодаря выпускам саундтрека на отдельном звуковом носителе.

Дальнейшее развитие.

Середина XX века считается временем становлении современного киноязыка, который повлиял на мировой кинематограф: новые на тот момент представители искусства оказались фактором в формировании "молодого" кино таких стран, как Германия, Италия, Франция, Англия, Индия, Япония, Америка.

Говоря об итальянском кино, актрисы Джина Лоллобриджида, Софи Лорен и Орнелла Мути не только подтвердили мировую славу кинематографа у себя на родине, но и стали секс-символами XX века. Первая известна по ролям в картинах «Фанфан-Тюльпан» (1952) Кристиана-Жака и «Собор Парижской Богоматери» (1956) Жана Деланнуа. Софи Лорен прославилась в фильмах: «Золото Неаполя» (1954) Витторио Де Сики; «Боккаччо-70» (1962) режиссёров Марио Моничелли, Федерико Феллини, Лукино Висконти и Витторио Де Сики; «Брак по-итальянски» (1964) Витторио Де Сики. Орнелла Мути больше всего известна зрителям по двум фильмам: «Укрощение строптивого» (1980) и «Безумно влюблённый» (1981) режиссёров Кастеллано и Пиполо.

Более известных актёров-мужчин стоит выделить Паоло Вилладжо и Адриано Челентано. 1-ый стал одним из тех, кто через сатиру и гротескную иронию выставил на обозрение многие проблемы современного общества. В 1970-е создал на экране сатирический образ бухгалтера-недотепы Уго Фантоцци, который постоянно попадает в нелепые ситуации. Благодаря этому персонажу актёр стал известен не только на территории Италии, но и других стран мира, включая СССР. Челентано, в свою очередь, является одним из влиятельных исполнителей в истории итальянского кино. В его фильмографии есть фильмы, которые известны даже российскому зрителю: «Блеф» (1976) Серджо Корбуччи, «Укрощение строптивого» (1980) режиссёров Кастеллано и Пиполо, «Бинго-Бонго» (1982) Паскуале Феста-Кампаниле.

Из режиссёров стоит обратить внимание на Роберто Росселини, известного по фильму «Рим — открытый город» (1945). Отчасти он был создан в виде документальной картины, только в нём участвовали актёры. Не говоря уже о том, что работа над сценарием шла еще во время немецкой оккупации Италии. Наряду с Росселини можно выделить и Витторио Де Сику с его картиной «Похитители велосипедов» (1948), где содержится незамысловатый сюжет, похожий на газетный репортаж, а яркая игра непрофессиональных актёров привлекла внимание зрителей. Ещё одной крупной фигурой был поэт, сценарист и кинорежиссер Пьер Паоло Пазолини. В своих фильмах он высказывался на темы политики, религии и идеологии, сочетая марксизм с человеческой сексуальностью в разнообразных проявлениях. В 1975 году Пазолини был убит, тайна его смерти до сих пор не разгадана. Из фильмов мастера можно отметить: «Мама Рома» (1962), «Птицы большие и малые» (1966) и «Декамерон» (1971). Имя Федерико Феллини известна всем: от обычного зрителя до профессионального кинематографиста, а из режиссёрских работ особо выделяются фильмы — «Дорога» (1954) и «Ночи Кабирии» (1957). Нельзя не отметить и Серджо Корбуччи, к кому пришел коммерческий успех в связи с выходом фильма «Джанго» (1966), снятого в жанре спагетти-вестерна и выделявшегося среди других фильмов этого направления запредельным для своего времени уровнем жестокости и насилия. Если в 1960-ых годах это было отличительной чертой вестернов Корбуччи, то в период 1970-х — 1980-х он снимал в основной степени комедии. Среди них более известны «Блеф» (1976) и «Синьор Робинзон» (1976).

Кроме режиссёров и актёров нельзя не отметить композитора Эннио Морриконе — обладателя множества кинопремии за "Лучшую музыку к фильму". За свою карьеру он написал музыку более чем к 400 фильмам и телесериалам, в том числе: «Хороший, плохой, злой» (1966) Серджо Леоне, «Дьяволик» (1968) Марио Бавы, «Профессионал» (1981) Жоржа Лотнера.

Эннио Морриконе
Эннио Морриконе

На территории Франции произошло обновление кино: в конце 50-х — начале 60-х годов был нетрадиционный приход в кинопрофессию: не через обучение, а через киноманство и кинокритику. Несмотря на свою кратковременность, это был уникальный случай, когда в профессию режиссёра люди приходили именно путём большой любви к кино. Из режиссёров того периода были: Франсуа Трюффо и его дебютная картина «Четыреста ударов» (1959), посвященная памяти критика и теоретика Андре Базена (именно с его именем связано зарождение Французской новой волны); а также Жан-Люк Годар, известный по режиссёрской работе над фильмом «На последнем дыхании» (1960), где характерная тема заключается в том, что герой-бунтарь находится в поисках новых правил жизни. Из числа современных персон французского кино выделяется Люк Бессон. Достаточно того, чтобы просто огласить список известных картин, где он фигурирует не только в качестве режиссёра, но и сценариста и продюсера: «Никита» (1990); «Леон» (1994); «Пятый элемент» (1997); «Такси» (1998 — 2018); «Васаби» (2001); «Перевозчик» (2002 — 2015).

Говоря об актёрах, 1-го, кого мы вспоминаем — Луи де Фюнеса — одного из величайших комиков. Популярность к нему появилась в 1960-е годы. В первую очередь он исполнил роль комиссара Жюва в трилогии о Фантомасе режиссёра Андре Юнебеля. Изначально планировалось снять 10 частей о похождениях знаменитого преступника, однако прокат последней части — «Фантомас против Скотланд-Ярда» (1967) — показал, что популярность падает, и режиссёр решил не снимать продолжение. Но даже несмотря на это, Луи стал известен благодаря другим картинам. Например, «Разиня» (1965) и «Большая прогулка» (1966) режиссёра Жерара Ури. А ещё последовала серия фильмов Жана Жиро о «Жандарме» (1964 — 1982), пользовавшиеся большим успехом у зрителей. Одним из самых плодотворных актёров современности считается Жерар Депардье. Он и по сей день продолжает сниматься во всём, что ему нравится. Ему даже безразлично качество снимаемой ленты вместе с жанром. Наверное поэтому мы знаем его по таким картинам, как «Невезучие» (1981) и «Папаши» (1983) Франсиса Вебера, а также серия фильмов про Астерикса и Обеликса (начиная с 1999 года). Вместе с Депардье играли Пьер Ришар и Кристиан Клавье, которые создали настоящий творческий дуэт. 1-ый еще снимался в фильме «Игрушка» (1976) того же режиссёра Франсиса Вебера, и в криминальной комедий Жерара Ури «Укол зонтиком» (1980). А вот 2-ой, кроме Астерикса, получил широкий успех, сыграв в фильме Жан-Мари Пуаре «Пришельцы» (1993) комического персонажа крестьянина-оруженосца из эпохи Средневековья, известного как «Жакуй Пройдоха». Острохарактерные роли в большей степени играл Жан-Поль Бельмондо. А одним из его самых важных творческих достижений оказались фильмы «На последнем дыхании» (1959) Жан-Люка Годара и «Профессионал» (1981) Жоржа Лотнера. В свою очередь кинозвездой и секс-символом 1960-х — 1980-х годов стал Ален Делон. Его известность подтверждают такие картины, как «Рокко и его братья» (1960) Лукино Висконти; «Чёрный тюльпан» (1964) Кристиана-Жака и «Зорро» (1975) Дуччо Тессари.

В английском кинематографе на 1-ое место выдвинулся жанр комедии. Она строилась на том, что абсурд развивался по ситуациям, каких не бывает в жизни. Ярким примером выделяется серия фильмов о мистере Питкине, главную роль которого сыграл Норман Уиздом. Всего было снято 12 частей, первые 6 из них снял режиссёр Джон Пэдди Карстерс, а вторые 6 — Роберт Эшер. Несмотря на то, что во многих русских названиях фигурирует фамилия Питкин, в действительности такой персонаж, как Норман Питкин, встречается всего в 4-х картинах. В остальных, в основной степени, его зовут просто Норман. Наряду с комедией ярким жанром в Великобританий считается и детектив. При этом особое значение играла экранизация произведений Агаты Кристи о Мисс Марпл, а также Яна Флеминга о Джеймсе Бонде. Из известных актёров роль агента 007 исполнили: Шон Коннери (1962—1967; 1971); Пирс Броснан (1995—2002); Дэниел Крейг (2006—2019). А вот Мисс Марпл больше всего известна в исполнении Джоан Хиксон.

Американское кино говорит само за себя в прямом смысле. Хотя поначалу складывалось не так эффектно. С середины XX века интерес и внимание к кино стали падать. Студии теряли большую часть прибыли (почти 90%), так как росли отчисления прокатчикам, переставшим покупать фильмы партиями. Еще одной проблемой оказалось падение посещаемости кинотеатров из-за распространения телевидения. Студийные боссы не могли понять, что нужно зрителю. Теряясь в догадках, они стали приглашать молодых режиссёров, которые не требовали много денег и которые проводили творческий эксперимент. Зачастую такие выходцы из киношкол и маленьких студий ломали сложившиеся в кинематографе традиции, брали оригинальный стиль авторского европейского кино и придавали проекту что-то новое. Таким образом, в 70-х — 80-х годах основной доход стали приносить блокбастеры, включая картины в жанре научной фантастики. Среди них: «Звездные войны» Джорджа Лукаса, «Челюсти» Стивена Спилберга, «Терминатор» Джеймса Кэмерона, «Охотники за привидениями» Айвана Рэйтмана, «Назад в будущее» Роберта Земекиса. Именно на территории США родились те звёзды, кого зрители продолжают помнить и по сей день: Арнольд Шварценеггер, Сильвестр Сталлоне, Жан-Клод Ван Дамм, Майкл Дж. Фокс, Кристофер Ллойд, Стивен Сигал, Уилл Смит и другие.

Американский кинематограф считается самым массовым и популярным в мире. Из характерных черт киноиндустрии можно отметить монополизацию, которая породила "звёздный конвейер" и "голливудские штампы". В некоторой степени фильмы связаны с американскими ценностями, образом жизни и "американской мечтой". Голливуд всё также занимает высокие рейтинги в мире. Это связано с тем, что фильмы направлены на массового зрителя.

Итог.

Кинематограф прошёл большой путь в развитии и претерпел масштабные изменения: от немого кино до звукового, от чёрно-белого до цветного, от плёночного до цифрового. И, как известно, фильмы бывают разных жанров: комедийные, фантастические, боевики, приключенческие, драматические и т.д. Сейчас практически каждый зритель отдает большее предпочтение зрелищности, чем сюжету. Но даже несмотря на это, у каждого фильма есть своя благодарная аудитория. Именно миру кино, благодаря которому афиши никогда не остаются пустыми, а люди на пару часов забывают о суете, и посвящен этот всемирный праздник.

Поэтому хочется пожелать деятелям большого творческого успеха, вдохновения, интересных идей. Чтобы с лёгкостью удалось передать задумку вместе со скрытым смыслом. Зрителям, в свою очередь, хочется пожелать всего наилучшего. Чтобы кадры жизни сменялись друг друга ярко, оставляя лишь ощущение увиденного, прожитого. Пусть кино поможет нам погрузиться в мир иллюзий и грёз, а также помочь оторваться от серой действительности. А эксперименты пусть продолжаются ежедневно.

С Международным Днём кино!