Однажды апостолу Петру было удивительное и странное видение. С неба на землю спустилась скатерть, полная вкусно приготовленной еды. И всё бы хорошо, но вся еда по меркам ветхозаветных заповедей была нечистой. Пётр, как богобоязненный праведник и ученик Христа, не посмел прикоснуться к пище, хоть был и голоден. Ведь заповедь Божья куда важнее голода. Но вдруг с неба прозвучал грозный голос: "Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым!". Явление повторялось трижды, но каждый раз Пётр, следуя заповеди, отказывался от еды. И каждый раз слышал одно и то же наставление:
...что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.
(Деяния 10 глава)
История эта случилась тогда, когда Петру предстояло начать проповедовать Евангелие язычникам. В то время иудеи не сообщались с иноверцами, чтобы хранить свою веру и традиции от влияния языческой культуры. Но теперь апостолам предстояло проповедовать Евангелие по всему миру, и через это видение Господь показал Петру, что Христос умер и воскрес за всех людей на земле. И все пред лицом Божиим равны.
И сказал им (Пётр): вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым.
(Деян.10:28)
Как видим, показанное Петру видение в первую очередь было про отношение к людям, а не к еде. Тогда возникает вопрос - так как, всё таки, в новозаветное время относится к заповедям о чистой и нечистой пище, которые так усердно соблюдал апостол Пётр? Для этого предлагаю начать с самого начала.
Законы о чистой и нечистой пище были даны народу израильскому после их выхода из египетского рабства. Господь озвучил их Моисею, а Моисей записал их в специальную книгу закона. Которая, напомню, хранилась одесную Ковчега Завета. Почитать эти законы можно в 11 главе книги Левит.
Опуская подробное описание, подытожим, что согласно заповеди, израильтянам разрешались в пищу следующие живые существа:
1. Жвачные животные, у которых раздвоены копыта.
2. Водоплавающая птица с перепонками на лапках.
3. Рыба с чешуёй.
4. Некоторые виды насекомых, наподобие саранчи.
То есть нельзя было есть свинью (не жвачное), верблюда (копыта не раздвоены), зайца (вообще нет копыт) и так далее. Замечу так же, что в запретный список попадает множество морепродуктов: креветки, крабы, раки, устрицы и прочее подобное...
Но зачем это всё? В чём смысл? Рассуждений на эту тему можно встретить очень много. Одни подходят к закону метафизически, полагая, что нечистота, о которой говорится здесь, является нечистотой духовной. То есть поедание такой пищи лишает нас благодати и духовных сил. Другие усматривают в нечистой пище какую-то негативную энергию. Третьи подходят к заповеди рационально, замечая, что практически все живые существа, из списка нечистых, являются падальщиками и переносчиками болезней. А потому, их потребление было опасным для здоровья.
Чрезмерное мудрствование в рассуждении о заповедях, может привести к эффекту "козлёнка в молоке матери". Поэтому постараемся рассуждать в духе евангельской простоты.
Вопрос духовной нечистоты мы сразу отвергаем, опираясь на учение апостола Павла, который строго осуждает подобный подход.
Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским,
через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей,
запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением.
(1Тим.4:1-3)
В другом месте читаем:
Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.
(Рим.14:17)
И сам Христос учил, что потребляемая нами пища никак не может нас осквернить. Не этим мы оскверняемся и лишаемся благодати. А своими собственными страстями. Чревоугодие, даже с самой освящённой пищей, осквернит нас. Потому что не в пище дело. И будьте уверены, в ветхозаветные времена дело обстояло точно так же. Потому что духовные законы вечны, а Бог не изменяется.
И если копать глубже, то даже древнееврейское слово, переведённое в случае с этой заповедью как "нечистый", имеет корни, отличающиеся от слов, которыми обозначалась духовная нечистота в тех местах Писания, где об этом явно и однозначно говорится. Но, так глубоко этого вопроса я касаться не буду.
...не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека. (Матф.15:11)
Итак, дело не в энергетике, не в духовной нечистоте. Так может быть дело в заботе о здоровье? Ведь в книге законов Моисея есть много чисто санитарных правил. Может этот один из них? Может и правда, Бог хотел оградить свой народ от болезней, запретив им кушать мясо животных, якобы чаще переносящих заразу?
Нет, при внимательном рассмотрении видим, что вопрос вряд ли относится к санитарному. К примеру, мы совсем не видим в нём запрета на ядовитые растения. А они куда более опасны для здоровья, чем приготовленная на огне свинина или зайчатина.
Так в чём же, в конце концов, дело? Всё становится куда понятнее, если представить во всей красе результат исполнения этого закона израильтянами в их повседневной жизни.
Одной из самых насущных проблем израильского народа было то, что они постоянно увлекались языческой культурой. А через это постепенно становились идолопоклонниками. Поэтому множество заповедей Ветхого Завета основной своей целью имеют разделение или же отделение. А что нас объединяет чаще всего и сближает сильнее всего? Конечно же стол. Строгий запрет на определённый вид еды очень сильно ограничивает совместные празднества, да и простое общение за чашкой чая. Тот, кто пробовал чуть строже соблюдать Великий Пост, хорошо поймёт эту мысль. Придерживаясь строгих диетических правил, человек волей-неволей отделяет себя от общества с иными диетическими традициями. И объединяется с теми, кто придерживается похожих. И даже участвуя в общей трапезе, такая группа предпочтёт отдельный от других столик.
Изучая древние израильские традиции можно отчётливо увидеть, как правила и законы отделяли этих людей от остальных. И закон о чистой и нечистой пище был одним из них. Он помогал древним израильтянам через внешние правила хранить внутреннюю святость и быть духом не от мира сего.
Изменилось ли что-то с наступлением Нового Завета? Нет. Ровно того же требует от нас Христос!
Они не от мира, как и Я не от мира. (Иоан.17:16,17)
Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; (1Пет.2:9)
И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу... И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее; (Откр.18:2-6)
Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? (2Кор.6:14,15)
Господь и сейчас призывает нас духом отделится от мира. Этому наставляют нас святые отцы. Иоанн Лествичник, в свой "Лествице", первой ступенью называет - отречение от мира. Никодим Святогорец, в книге "Невидимая брань", в первую очередь указывает на отречение от всего мирского. То есть с тех ветхозаветных времён ничего в своей сути не изменилось. Бог призывает нас к тому же, к чему призывал израильский народ. Изменились лишь внешние обстоятельства, а вместе с ними и целесообразность соблюдения тех или иных внешних предписаний.
Алексей Ильич Осипов, профессор Московской Духовной Академии, приводит в пример раннее наставление некоторых святых, запрещающее христианину мыться в бане с еретиком или язычником. Современные христиане, наталкиваясь на это наставление, задаются вопросом - а как же быть в аквапарке или на пляже? Пришли мы всей семьёй с детьми отдохнуть, поплавать... Как быть, спрашивать у каждого прочитать символ веры? Алексей Ильич в этом случае тоже объясняет, что наставление касалось лишь разделения. Чтобы в римских банях, христиане не участвовали в философских дискуссиях с языческими философами и разного рода мудрецами и умниками. Оберегая свой ум и сердце от ересей. То есть дело не во внешней букве закона, а в его изначальной цели и сути. Внешняя буква может меняться от внешних условий, а вот суть любой заповеди должна сохраняться.
Такой подход сохраним и к закону о нечистой пище. Можно есть всё, но не впадая в чревоугодие. Можно сидеть за столом с кем угодно, в зависимости от ситуации. Но не участвовать в грехах и мероприятиях, неприятных Господу.
Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. (1Кор.6:12)
Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает. (1Кор.10:23)
__________________
Дорогие читатели! Если статья вам понравилась - подписывайтесь, пожалуйста, на канал!