Бомбардировщик времен холодной войны ВВС США B-52 проходит самую значительную модернизацию за всю свою жизнь, что позволит ему выполнять задания как минимум до 2050 года и прослужить рекордные 100 лет.
Бомбардировщик B-52 был принят на вооружение в 1952 году и участвовал в нескольких войнах и вооруженных конфликтах.
Планы сохранить этот бомбардировщик в рабочем состоянии уже давно разрабатывались. "B-52 был и будет оставаться жизненно важным компонентом ядерной триады", — заявило в декабре 2021 года Глобальное ударное командование ВВС США, которое руководит операциями стратегического сдерживания и нанесения ударов большой дальности.
В то время старший директор программы Boeing Bombers Дженнифер Вонг заявила, что ВВС США намеревались оставить бомбардировщики B-52 в эксплуатации с помощью программы замены двигателей, программы модернизации радаров.
Однако есть оговорки по поводу одновременного проведения двух модернизаций. На конференции ВВС Life Cycle Industry Days в начале этого месяца полковник Луи Руссетта, старший командир материальной части дивизии B-52, сообщил журналистам, что ВВС пытаются "выявить области где могут возникнуть трения", чтобы убедиться, что изменения одной программы модификации не окажет вредного каскадного эффекта на другую программу модификации.
Первоначально разработанный как высотный, высокоскоростной проникающий носитель ядерного оружия, B-52 теперь обеспечивает повышенную дальность полета крылатых ракет воздушного базирования запускаемых с него. Это ведущая платформа стратегических ядерных и обычных вооружений ВВС США.
В возрасте 70 лет эти бомбардировщики широко используются ВВС США для выполнения различных миссий, несмотря на то, что в их арсенале есть B-1 Lancer и B-2 Spirit. В настоящее время на вооружении находится 58 B-52, еще 18 в резерве и дюжина на долговременном хранении из общего числа построенных 744 самолетов.
Более мощный радар — одно из самых важных обновлений, необходимых для этого старинного бомбардировщика. В середине десятилетия ВВС США начнет оснащать B-52 радаром Raytheon AN/APG-79, который используется на F/A-18E/F Super Hornet.
Чтобы разместить Raytheon AN/APG-79, B-52 потребуются модификации его систем охлаждения, а сам радар будет расположен "вверх ногами", чтобы он мог смотреть вниз на землю, а не вверх, как у F/A-18E/F.
Новый радар улучшит ситуационную осведомленность, дав B-52 больше возможностей идентифицировать и сопровождать цели, а также добавит эффективности в управлении оружием.
В дополнение к радару предпринимается амбициозная программа замены двигателей, заменить устаревшие двигатели Pratt & Whitney TF33 бомбардировщика на вариант Rolls-Royce F130. Замена двигателей TF33 на новый современный двигатель неизбежно улучшит топливную экономичность и дальность полета бомбардировщика.
Он также получит дополнительные изменения, такие как новые гондолы, пилоны, генераторы и системы отображения кабины.
Полная проверка предварительного проекта модернизации должна состояться в конце этого года, сообщила журналистам Руссетта. ВВС США ожидают, что первые B-52 получат новые двигатели в 2026–2027 годах, а начальная эксплуатационная готовность появится в 2030 году.
В дополнение к этим двум основным определяющим обновлениям ВВС США прилагают усилия по добавлению систем и подсистем для улучшения возможностей этого стратегического бомбардировщика. Если все пойдет по плану, система Global Iridium Bomber Set (GLIBS), эксплуатируемая с 2017 года, будет заменена системой IRIS .
IRIS — это новая система связи вне прямой видимости и решение Глобального ударного командования ВВС США для интеграции парка B-52 в более широкий набор задач совместного всестороннего командования и управления. Система IRIS обеспечивает полное глобальное покрытие за счет использования группировки спутников Iridium NEXT на низкой околоземной орбите.
B-52 будет находиться на вооружении до 2050 года, если ВВС США будут придерживаться своих текущих планов, что сделает его первым и, возможно, единственным самолетом, который будет летать непрерывно в течение столетия.