В Нижегородской области есть озеро Светлояр, которое называют иногда маленькой Атлантидой Киевской Руси: говорят, в его воды погрузился город Китеж, не покорившийся татаро-монгольскому игу. К берегам Светлояра стекаются и паломники, и ученные: одни - за чудом, исцелением, другие - за ответами на вопросы. И если верующие обретают желаемое, то исследователи уезжают ни с чем. Ну непонятно им, откуда исходит колокольный звон, почему озеро имеет правильную фуговую форму, вода Светлояра обладает целебными свойствами, а в окрестных деревнях так много долгожителей...
Град на озере стоит.
У истоков каждого мифа, каждой легенды лежит обязательно какое-то реальное событие. Об этом знает каждый уважающий себя ученный, а потому и пытается отделить зерна от плевел, выяснить, как все было на самом деле. Однако в случае с градом Китежем исследователям пришлось изрядно поломать головы. И пока, увы, - почти никаких результатов. Доподлинно известно лишь немногое...
Город Китеж был построен на месте древнего языческого капища, где поклонялись богу солнца - Яриле. Отсюда, собственно, и название озера - светлый Яр. Практика возводить православные храмы там, где когда-то славили Даждьбога и компанию была довольно распространенной: считалось, что подобные места обладают особо сильной положительной энергией. Да и не пропадать же намоленному веками месту.
Согласно христианским летописям, град большой Китеж был построен в рекордно короткие сроки - за 3 года - князем Юрием Всеволодовичем. Кроме него существовал еще и малый Китеж, выросший при его деде - знаменитом Юрие Долгоруком. По преданию, большой Китеж был замыслен ни много ни мало как духовный центр - Киевской Руси - он состоял практически из одних храмов. А потому жили в нем люди праведные и мудрые, хранившие святыни русской земли, древние книги и сокровенные знания.
Тропа Батыя
По сути, Китеж воплощает в себе образ идеального мироустройства: эдакий город - сказка, совершенный и по своему строению, и по нравам и обычаям, здесь царившим. Вряд ли такая идиллия существовала в самом деле. И все же было что-то особенное в этом городе, в этом месте, раз хан Батый решил взять его приступом. С точки зрения военной стратегии этого совершенно не требовалось. Китеж не стоял на торговых путях, не играл сколько-нибудь значительной военной или политической роли в жизни Киевской Руси. Ну укрылся в нем князь Юрий Всеволодович с остатками своей побитой дружины, и что с того? Как эта жалкая кучка могла остановить татаро-монгольское нашествие? Никак.
Рационального объяснения этому походу нет. Но есть иррациональное. Во многих странах существовало поверье: чтобы погубить народ, нужно уничтожить его душу - его святыни.
Вероятно, потому Батый и повел своих людей через леса и болота, разорять священный город Китеж. Продвигаясь сквозь непролазные чащи ему пришлось пробивать дорогу: светлоярские старожилы до сих пор охотно показывают всякому любопытному так называемую Тропу Батыя" в XIII веке (еще одна местная загадка). Однако Китеж не достался врагу. Тут и начинается самое интересное...
Жители города не только не построили никаких укреплений, но даже не собирались защищаться. Увидев надвигающуюся вражью рать, они просто стали молиться Богородице. И произошло чудо. Как только татары ринулись к городу, Богородица спустилась с небес, тут же из-под земли вдруг забили многоводные источники. На глазах Батыя и его войска священный город погрузился в озеро Светлояр, не доставшись врагу на разграбление, бесчестье и смерть...
Что характерно, место, где Богородица ступила на землю, известно всякому светлоярцу - если можно так назвать местных жителей. Возле закрытого ныне храма казанской Богородицы стоит огромный камень, вкопанный в землю. При ближайшем рассмотрении на нем хорошо виден отпечаток ноги. Старожилы утверждают, что это след Богородицы, и почитают камень святым. Того же мнения придерживаются и многочисленные поломники: деревья вокруг камня увешаны разноцветными ленточками с мольбами о помощи.
В общем, такова легенда...