В августе 2022 года исполнилось 60 лет со дня смерти легендарной Мэрилин Монро. По каким фильмам вы ее помните? Неужели только по фееричной комедии «В джазе только девушки»? А ведь в ее фильмографии были не менее достойные картины. Мы выбрали целых 5. К сожалению, у актрисы было много «проходных» ролей, которыми она не гордилась. Например, она терпеть не могла играть секретарш. «Я играю тупую секретаршу, – с горечь говорила актриса. – Это уже было, ничего нового». Тем не менее, в нашей подборке есть и такая роль: это фильм «Обезьяньи проделки», премьера которого состоялась ровно 70 лет назад – 5 сентября 1952 года. В нем снималось много известных в то время актеров, но помнят его, скорее всего, только благодаря Мэрилин.
«Обезьяньи проделки» (Monkey Busines; реж. Говард Хьюз, 1952 год)
Партнерами Мэрилин по картине были Кэри Грант, Джинджер Роджерс и Чарльз Коберн. Монро досталась роль молоденькой секретарши одного из главных героев. Эдакая недалекая рinup girl, как ее называет героиня Джинджер Роджерс.
Действие происходит в научной лаборатории. Чудаковатый ученый по имени Барнаби Фултон (Кэри Грант) пытается с помощью экспериментов над обезьянами, получить эликсир молодости. Как это всегда случается, если в фильме участвуют животные, в дело вмешивается случай: подопытные делают подопытными тех, кто ставил на них эксперименты.
Анна Ремиш, редакционный директор KIDS+: «В детстве я мечтала посмотреть все фильмы с Мэрилин Монро! Как здорово, что сейчас есть такая возможность, и я ни секунды не пожалела, что начала с «Обезьяньих проделок». Пусть у моей любимой актрисы там неинтересная и небольшая роль, фильм отличный. Кэри Грант неподражаем! Над некоторыми эпизодами я смеялась во весь голос (хотя был поздний вечер и рядом спала дочка).
Немного жаль, что Мэрилин играет жеманную секретаршу, не умеющую грамотно печатать... Мне кажется, ее персонажа ввели не иначе как для сексапила. Не удивительно, что на афише она изображена в купальнике (см. галерею)».
«Все о Еве» (All About Eve; реж. Джозеф Лео Манкевич, 1950 год)
Сценарий фильма основан на рассказе Мэри Орр «Мудрость Евы»* и рассказывает о молодой амбициозной девушке, которая втерлась в доверие к стареющей бродвейской звезде Марго Ченнинг (Бетт Дейвис). С ее помощью она пробивает себе дорогу к театральному Олимпу.
В этом фильме снялось много голливудских звезд, он был номинирован на 14 премий Оскар (лишь в 1997 году «Титаник» смог повторить этот рекорд), из которых получил шесть. Для Мэрилин он тоже стал знаковым – она блестяще справилась со своей ролью и обратила на себя внимание прессы.
«В Мэрилин очаровательным образом сочетались хитрость и невинность, – вспоминал о работе с ней режиссер фильма Джозеф Манкевич. – С одной стороны, она была очень ранима. Но с другой — крайне расчетлива. Она отлично знала, что ей следует делать. Она никогда не сделала ни одного ложного шага».
«Ниагара» (Niagara, реж. Генри Хэтуэй, 1953 год)
В начале 1950-х на студии «ХХ век Фокс» хотели снять детектив, действие которого происходит на фоне Ниагарского водопада. Этот водопад имел репутацию романтического места, где принято проводить медовый месяц, однако продюсеры решили, что это должна быть «детективная история с настоящим убийством».
Главную роль собирались отдать Мэрилин Монро, которую режиссер и сценарист видели ее в роли жертвы. Но тут вмешался глава киностудии Дэррил Ф. Занук и настоял, чтобы из нее сделали злодейку.
«Мы сказали ему [Зануку], что она же самая красивая девушка Америки, и ей бы больше подошла роль невинной жертвы, – вспоминал один из сценаристов картины Уолтер Райш. – Но он настаивал на том, что его идея намного интереснее, так что мы тоже одобрили это. Мы не знали, понравится ли роль самой Мэрилин, но прочитав сценарий она совсем не возражала, а даже наоборот».
Фильм снят в жанре нуар, но при этом он цветной. Для передачи атмосферы использованы резкие переходы светотеней и цветов. Тем не менее, критики не оценили задумку и в основном писали о роковой красоте Мэрилин: «...продюсеры в полной мере используют как величие водопада и прилегающие к нему районы, так и величие Мэрилин Монро… – писала The New York Times. – Возможно, мисс Монро не идеальная актриса на данный момент, но ни режиссера, ни джентльменов, стоявших за камерами это, похоже, не заботило. Они запечатлели все возможные изгибы актрисы (...) Также нам довольно конкретно продемонстрировали, что мисс Монро может быть соблазнительной, даже когда просто ходит».
Дарья Попова, редактор KIDS+: «Не могу сказать, что в восторге от фильма, но посмотрела его с интересом. Поклонникам нуара, думаю, понравится. Мэрилин, действительно, не выглядит здесь опытной драматической актрисой, зато она прекрасно вжилась в роль роковой женщины! Мне кажется, если б она была более естественной, впечатление от ее игры было бы ярче».
«Принц и хористка» (The Prince and the Showgirl, реж. Лоуренс Оливье, 1957 год)
Фильм, который должен был доказать, что Мэрилин Монро – не блондинка-пустышка, а талантливая драматическая актриса и может блистать на одной сцене с величайшими британскими актерами! Однако съемки превратились в чреду скандалов между Мэрилин и ее мужем Артуром Миллером, сэром Лоуренсом Оливье и коммерческим партнером Мелтоном Грином; к тому же у актрисы случился выкидыш, что негативно сказалось на ее психическом состоянии.
Сам фильм холодно приняли в США, но в Европе он был довольно популярен. Монро даже получила за него итальянскую кинопремию «Давид ди Донателло».
К сожалению, доказать свой актерский талант актрисе в полной мере так и не удалось. Лоуренс Оливье называл ее игру «профессиональным любительством» (хотя, он также утверждал, что актриса «затмила его своей игрой, и это стоило потраченных нервов»**). Несмотря на то, что вначале он почти влюбился в нее, во время съемок постоянно ловил себя на мысли каким образом «нечто подобное [снимать Монро] могло прийти ему в голову»**. А всё потому, что актриса постоянно опаздывала, капризничала и не могла запомнить простейшие реплики***.
«Есть два совершенно разных человека [Мэрилин], – признавался Оливье в своей автобиографии. – Вы не отклонились бы от истины, сказав, что она была шизофреником, двумя практически непохожими людьми. Она была настолько восхитительна, настолько остроумна, так невероятно забавна и физически привлекательна, как никто другой, кроме ее же самой на экране».
«Принц и хористка», пожалуй, самый необычный фильм в карьере актрисы. Во-первых, его основой стала пьеса «Спящий принц», которая успешно шла на лондонской сцене. Главные роли в ней исполняли Лоуренс Оливье и его жена Вивьен Ли. Однако для экранизации 43-летняя больная туберкулезом Вивьен была старовата, поэтому ее заменили на более популярную и молодую американскую звезду (тем более, что она выкупила права на экранизацию, чтобы сыграть эту роль).
Во-вторых, роль Элси Марины, которую исполнила Мэрилин, не так проста, как кажется на первый взгляд. Она играет умную и довольно расчетливую молодую актрису, которая случайно знакомится с принцем-регентом вымышленной балканской страны Карпатии. Мисс Марина очаровывает семью принца и в итоге влюбляется в него самого, но при этом ведет свою игру и проворачивает хитроумную интригу.
Эдит Ланская, редактор KIDS+, журналист: «Прекрасный фильм. Немного затянут, но лично я наслаждалась каждым эпизодом! Мэрилин Монро очаровательна, Лоуренс Оливье брутален в том смысле, который вкладывали в это слово в прошлом веке и, честно говоря, сегодняшние мачо ему в подметки не годятся. Если вы знаете английский, смотрите фильм без перевода и субтитров – актеры говорят очень четко (Оливье – даже излишне четко). Уверена, вам будет приятно слышать настоящий голос Мэрилин».
«Некоторые любят погорячее» или «В джазе только девушки» (Some Like It Hot, реж. Билли Уайлдер, 1959 год)
Фильм, который, наверно, знает каждый! Его финальная фраза «У каждого свои недостатки!» давно стала крылатой, а песня I Wanna Be Loved by You до сих пор очень популярна. Также все в курсе, что Билли Уайлдер отзывался о мозгах Мэрилин, как о швейцарском сыре, насквозь пронизанном дырочками. И всё же Уайлдер отдавал должное актрисе, признаваясь, что она «... делала всё как надо. Если на это требовалось 80 дублей, я терпел и снимал 80 дублей, потому что восемьдесят первый был очень хорош».
Для сюжета Уайлдер взял фильм 1935 года «Фанфары любви» и реальную историю гангстерской бойни в День святого Валентина.
Идея зародилась из очень малобюджетной третьесортной картины – вспоминал режиссер, – где двое парней, которым нужна работа, вымазываются ваксой и изображают черных, чтобы наняться в оркестр... Еще они наряжаются в платья, чтобы попасть в женский оркестр. Но больше в этой ужасной картине ничего хорошего не было. Я подумал, что нам нужно понять, что именно влечет их в этот оркестр и что заставляет остаться там. Если гангстеры, которые сидят у них на хвосте, видят их только в образе женщин, то как только они увидят, что это мужчины, им крышка. Это вопрос жизни и смерти (...) Мы были уверены, что получится хорошая комедия. Чего мы не знали, так это того, что получится великая комедия. Как знать такое наперед? Но идея появилась именно так».
На роли главных героев пробовалось много разных актеров, а Душечку сначала хотели отдать актрисе Митци Гейнор. Однако вскоре Уайлдер узнал, что Мэрилин хочет сыграть эту роль (ей посоветовал это Артур Миллер), поэтому сделал всё, чтобы заполучить ее. К сожалению, на съемках повторилась та же история, что и с «Принцем и хористкой»: Мэрилин злоупотребляла снотворными, постоянно опаздывала на съемки и не могла запомнить свою роль. Она снова была беременна****, поэтому в эпизодах активно использовали дублершу.
«Я сразу знал, что буду на грани умопомешательства, – рассказывал Билли Уайлдер в интервью режиссеру Кэмерону Кроу. – И я полдюжины раз был готов свихнуться совсем. Но всегда говорил себе, что я ей не муж (...) Вопрос стоял так: «Как сделать, чтобы у нее появилось настроение?» Чтобы не возникала стена, чтобы не биться об эту стену. В ней была этакая элегантная вульгарность. По-моему, это очень важно. И она на лету схватывала все шутки. Ей не приходилось ничего объяснять. Она пришла на первую репетицию и играла идеально, когда помнила текст. Могла безупречно сыграть диалог на три страницы, а потом застопориться на фразе: "Это я, Душечка"».
Картина во многом стала прорывом: изменение гендерных стереотипов, смешение жанров, вольные реплики и много-много поцелуев... Фильм получил несколько премий, в том числе три «Золотых глобуса» (один из которых достался Мэрилин Монро за лучшую женскую роль). Его постоянно включают в списки всевозможных лучших фильмов всех времен и народов. По нему даже поставили мюзикл в 2001 году, в котором Тони Кёртис сыграл Осгуда Филдинга!
Анна Ремиш, редакционный директор KIDS+: «Это любимый фильм моего детства! Смотрела его раз 10... Не пропускала ни один показ в «Иллюзионе» или по телевизору. Меня до сих пор удивляет, что несмотря на фривольность, «В джазе только девушки» без проблем прошли советскую цензуру. Это, действительно, одна из лучших американских комедий. И я очень рада, что моей старшей дочке (9 лет) она нравится не меньше, чем когда-то мне».
Пожалуйста, не забывайте ставить лайки и подпишитесь на канал, если еще не сделали этого. Также будем рады узнать какие фильмы из нашей подборки вам нравятся, а о каких вы впервые слышите.
Читайте статью про Вивьен Ли: «Могла ли вакцина БЦЖ спасти жизнь великой актрисы»
Текст запрещен к копированию.
Сноски:
*Рассказ основан на реальных событиях, случившихся с актрисой Элизабет Бергнер. Он был опубликован в журнале «Cosmopolitan» в 1946 году.
**Цитата по книге Р. Тараборелли «Мэрилин Монро: тайная жизнь самой известной женщины в мире».
***Из-за проблем в личной жизни и неуверенности в себе, актриса злоупотребляла различными лекарственными препаратами, что сильно отражалось на ее памяти.
****К сожалению, и эта беременность окончилась выкидышем.