Начнем этот день со слов Нельсона Манделы: «Я твердо усвоил, что отвага – это не отсутствие страха, а победа над ним. Отважный человек – не тот, кто не испытывает страха, а тот, кто с ним борется». Именно преодоление дает толчок к росту личности, активации мыслительной деятельности, что дает перезагрузку всего организма, а соответственно, повышает его биопсихологический возраст. Постоянное преодоление стрессовых ситуаций ведет к выработке у нас в организме аминокислоты под названием нейропептид Y, которая помогает регулировать тревожность, действуя как естественное успокаивающее средство. Другое полезное вещество, которое выбрасывается в кровь при смертельной опасности – это эндорфины. Эндорфины — это болеутоляющие и доставляющие удовольствие опиаты, которые секретирует наш гипофиз, когда мы волнуемся или испытываем оргазм. Спасительная доза эндорфинов - это тот самый единственный случай в жизни, когда мы чувствуем себя лучше, чем когда-либо, испытывая «эндорфиновый кайф».
Но для того, чтобы перешагнуть свой страх, нужны специальные тренировки и медитация, которые будут предложены в виртуальной реальности, так как этот способ приближен к нашей реальности и является наиболее безопасным для тренировок поведения человека перед опасностью. Они помогут изменить поведение при стрессовых ситуациях, обрести мужество и смирение перед силами природы.
Упражнение 1. Проверка домашнего задания.
Как вам шпионская тема с прошлого занятия. Кем вам больше понравилось быть воришкой-авантюристом или агентом 007? Какие ощущения и эмоции удалось зафиксировать в «Дневнике достижений»? Какой фильм выбрали? Чем запомнился? И как изменилось состояние после просмотра?
Упражнение 2. Психологическая диагностика на уверенность в себе и на принятие трудных решений.
Перед тем, как вступить на «тропу войны» давайте пройдем тест на уверенность в себе
Тест на уверенность в себе (Ромек)
https://psytests.org/emotional/ruvs.html
Тест «Решение трудных ситуаций», РТС
https://psytests.org/coping/rts.html
Результаты этих тестов обсуждаются в группе и на их основании участники распределяются на те игры, которые им наиболее подойдут.
Упражнение 3. ВР-игра Phasmophobia
Это игра для любителей пощикотать себе нервы, встретившись в пустынном доме лицом к лицу с настоящим приведением. Это большая редкость, так как в жизни такое бывает не часто. Эта игра так и переводится как патологическая, стойкая боязнь привидений; также известна как спектрофобия.
https://vgtimes.ru/games/phasmophobia/
Phasmophobia —психологический хоррор, где вы и ваша команда охотников за паранормальными явлениями отправляются в мистические локации в поисках улик. Можно выбрать уникальное привидение и общаться с ним через доски Уиджа, где приведение может что-то написать. Это напоминает исследователей сверхъестественного с каналов Discovery, которые выезжают в разные заброшенные места. С помощью камер, ультрафиолетовых ламп, раций и прочих приспособлений охотники за призраками ищут логово духа и пытаются определить его тип (Полтергейст, Тень, Демон, Они, Баньши и т.д.) — и, по возможности, сделать фото, чтобы получить надбавку за доказательство. Игроки могут даже умереть, если слишком сильно задержатся на задании. Дело в том, что у каждого есть показатель рассудка (sanity). Если он упадёт до нуля, то в порыве безумия охотник может просто покончить с собой, не выдержав ужаса дома с привидениями. Также духи стараются охотиться именно на тех, кто боится больше всего — поэтому игроки с низким показателем рассудка зачастую под ударом. Самообладание страдает, если долго сидеть в темноте и замечать призрачное присутствие — двигающиеся объекты, хлопающие двери, выключающийся свет. Игрок ходит по тёмным зданиям, где без фонарика не видно совершенно ничего, что-то сидит в тени, постоянно вас слушает и ждёт, когда подвернётся шанс удачно напасть на незваных гостей. Когда призрак выходит на охоту, спокойная и напрягающая игра превращается в тот самый «громкий» хоррор. Вырубается рация — сидящих в доме исследователей никто не может предупредить, что им грозит опасность. Дверь в здание запирается наглухо — пока призрак не успокоится или не убьёт кого-то, она не откроется. А в самом доме начинается чертовщина: свет безумно моргает или вырубается, слышны быстрые шаги и громкие удары сердца, а сам призрак уже не боится появляться в своём физическом воплощении. Пережить атаку можно, если спрятаться в каком-нибудь шкафу, выключить фонарик и не издавать ни звука. Злобное нечто незримо и неосязаемо. Вы его не видите, но знаете — оно рядом. Оно видит вас, оно слышит вас — и скоро оно вас настигнет.
Упражнение 4. Richie's Plank Experience
https://www.viveport.com/9347a360-c6ea-4e35-aaf1-9fab4f41cb79
Richie’s Plank Experience-это психологический эксперимент на преодоление своих страхов, и это не только страх высоты (а высота 160 метров над поверхностью земли), это страх неуверенности в себе, страх смерти, страх неизвестности, - у каждого они свои. В этой игре не просто нужно выйти на планку и пройти до конца, нужно сделать шаг в бездну, что само по себе иррационально для нашего мозга. Зато, тот, кто сделает этот шаг, будет ощущать себя героем. Погружение в реальность абсолютная, что создается реальной картинкой и специально созданным звуковым оформлением. На других уровнях можно не совершать каких-то иррациональных действий, а просто полетать по городу с быстротой истребителя, покататься на крыше автобуса, потушить пожары или просто насладиться в завершении, рисуя разноцветные дымовые следы. Игра сложная, не каждый готов на подвиги.
Упражнение 5. ВР-игра Swarm
https://www.viveport.com/20f1bb1b-f7c6-45b4-972e-d074d87f046b
Если предыдущие игры слишком уж «на грани», то ВР-игра Swarm поспокойнее, но не менее динамичная. Участники перевоплощаются в человека-паука и перемещаются по воздуху с помощью крюков-кошек. Здесь важна скорость реакции, быстрое принятие решений и уверенность в себе.
Участникам нужно мыслить стратегически и быстро планировать свой следующий шаг, чтобы остаться в живых. Напряжение зашкаливает и наполняет адреналином игроков, которые будут кружить в свободном полете по красивым аренам, сражаясь с коварными врагами с их двуручными пистолетами. Чтобы выжить и победить натиск инсектоидов, потребуется серьезная стратегия, тщательно нацеленные захваты и быстрые выстрелы.
Упражнение 6. Барабаны для снятия психологического напряжения.
Когда участники успели поменяться и пройти хотя бы две игры, нужно дать им возможность отдохнуть и расслабиться от нападений и атак разных существ. В этом случае активное участие принимала среднюю часть префронтальной коры. Эта часть мозга помогает нам защитить себя, чувствовать силу в своём теле, чувствовать, что мы можем позаботиться о себе. Йога, джиу-джитсу, игра на барабанах очень мощные методы, чтобы вырастить эту часть мозга (средняя часть префронтальной коры) и позволить людям чувствовать себя защитниками самих себя.
В наших условиях самый оптимальный способ – это побить в барабаны. В качестве барабанов можно использовать пустые коробки, а палочками будут ручки и карандаши. Предложить участникам побарабанить как японские барабанщики https://youtu.be/fHdhUUGoqn8
Упражнение 7. Домашнее задание.
В завершении тренинга, попросить участников поделиться своими впечатлениями от ВР-игр. Что показалось сложным? С чем удалось справиться? Над чем предстоит поработать?
Попросить дома пройти тест жизнестойкости Мадди, который отразит состояние участников после тренинга
https://psytests.org/personal/hardinessA.html
Также попросить участников найти аутотренинги, освоить их и продемонстрировать на следующем занятии. Предложить ознакомиться с разными вариантами, пройдя по ссылке https://mhlife.ru/energy/stress/autogen/
Тренинг разработан по проекту РНФ 19-18-00058-П
МГППУ Факультет экстремальной психологии
#vr игры #виртуальная реальность #спорт #антистарение #биопсихологический возраст