Про Конжаковский камень вообще отдельная тема. Сначала на все лады ругали власть, но потом устроили паломничество по новой дороге. Не скрою, я тоже был в их числе, поехал ради любопытства посмотреть, а что же строители там устроили?
Хотелось снять хорошее кино, но на деле всё вышло иначе, всё дело в плохой погоде. Вершина Конжака укутана низкими облаками до самого плато, условия для съёмки никакие, сильный ветер, туман. Видимость в тумане 50-80-120 метров уже еле различимые детали. В открывшиеся неожиданно окна показываются окрестности и тут же скрываются.
Непогода внесла свои коррективы в мой план по съёмке фильма. Ну, что же, я такое предвидел ещё до отъезда по прогнозу. И вообще вынимать камеру под дождём для съёмок было бы безрассудством, потом ремонт... Так что есть несколько видео моментов и ряд фото, которые, на мой взгляд, лучшее из того что снято.
Где спать лучше? Нерешительность основной части команды и постоянное сомнение при принятии решений отняло у нас много времени. Анализируя всё это, могу уверенно сказать, что не надо было пытаться останавливаться на ночлег в первом случае (у большой скалы и на "травке"), а подниматься выше как я и говорил до Серебрянского Камня. Лучшие места пока наш отряд спал внизу, заняли другие, и мы потом потеряли много времени при подъёме на плато.
Вообще сомнение что ставить палатку у края дороги недопустимо вызывает у меня улыбку. Ведь карьерных машин нет, и есть карманы, куда можно поставить и палатки, и машину. Зачем искать себе перину, когда уже есть готовая, которую можно застелить лапником для мягкости. Мы всегда так делали, а не искали из ничего что-то лучшее. Ну, нет ничего, так зачем спешить останавливаться. Мы и по времени много потеряли и на-те остановка. По моим наблюдениям мимо нашей стоянки прошёл десяток экипажей. Некоторые из них и закрепились в наиболее выгодных местах. Например, 2 палатки с костром за большим камнем от ветра и у скалы с пещерой. Хуже нет, когда чайники начинают выставлять себя за бывалых туристов.
Ну, общая картина не такая мутная. Главное узнали и поняли, что у дороги палатки ставить можно на время бездействия карьерной техники. Раньше, чем построят асфальтовую дорогу в Кытлым лучше не соваться, если пойдут дожди, то вся трасса будет сплошным глинистым киселём.
Восхождение на Конжак в тумане вообще было авантюрой грозящей травмами. Ну, туман и чего лезть на рожон, словно это такая необходимость залезть на мутную вершину. Кое-кто так вообще полез голый на гору, не позаботившись о тёплой одежде на дурака, авось пронесёт. Лучше бы потратили время на более интересный выход на Южный отрог, где и тумана не было и значительно интересней, чем на пустой вершине. Я не полез и остался у Иовского провала. Там я натырил немного золотого корня и попробовал спуститься, облачного тумана ниже, но едва не сорвался в пропасть на скользкой траве.
Пусть оптимисты засунут своё Я себе в одно место, я не оптимист при такой дороге. Это просто опасно! Дорожники идиоты, не сделав безопасные объездные пути, бросили всё – авось пронесёт и никто не свернёт себе шею! Хорошо если дорога подсохнет после дождя, а если дожди будут затяжные, что тогда? Сползти в кювет на такой скользкой дороге дело случая. Ремонт дороги Карпинск - Кытлым такими темпами затянется максимум на два года.
Но вот зачем на всей дороге Карпинск – Кытлым сорвали слой щебня непонятно. Можно же это делать при необходимости продолжения асфальтовой трассы. Поднасрали и себе, и жителям Кытлыма, которые возятся на своих машинах по этой грязи. И ходят ли пассажирские автобусы? Ведь если дорога не едет в условиях глинистной размазни, то рукой подать и до аварии. Об этом дорожники не подумали. Всё у нас через одно место делается.
Дорога на плато или дуля от "ООО "Дуниты Северного Урала"
И если в другой раз подниматься на машине у речки Серебрянки на плато, то лучше подождать пока дорогу окончательно не отсыпят до накатанности но пустят ли туристов на плато?
Как только карьер заработает в полную силу на дороге поставят охрану, как это делается на всех карьерах и тогда ценителям честного слова директора ООО "Дуниты Северного Урала" Николая Кузьмина покажут крепкую дулю!
Все приглаженные фото других фотографов о дороге следует считать дезой. Дорога страшно тяжёлая, с булдыганами и провалами рассчитанная на большую технику с мощными колёсами, а не на пузотёрки с внедорожниками. Пока машины с низким порогом доедут всё под брюхом оборвут. В общем, склоны Конжаковского массива испоганили дорогой, и в недалёком будущем следует ожидать её полное закрытие для туристической техники и прохождения как опасной для здоровья пеших туристов. Поставят домики охраны, далее по всёй её протяжности навесят запрещающие знаки и все ликующие лозунги «Дорога для туристов» забудут.
Усыпили общественность, а теперь пора браться на серьёзное освоение карьерной добычи. Кто-нибудь видел, чтобы посторонних пропускали по карьерным дорогам? Так и здесь так будет! И всё масленые лисье-хвалёные речи дорожников о расцвете туризма на Конжаке благодаря дороге следует считать откровенным враньём.
Лес по сторонам дороги вывернут наизнанку. Взрывами изувечило много деревьев. Скалы возле дороги разрушены. От нового карьера пойдёт густая пыль, так что на приятный отдых можно не рассчитывать... особенно это касается долины реки Серебрянки - 1. Ветры-то северо-западные и не слабые! И всё ради добычи дунитов.
Например гранитный карьер, что находится на западной окраине пос. Северка, под Екатеринбургом работая во всю мощь, пылит на километр. Но пыль оседает на соснах не распространяясь дальше, хоть это хорошо. Слой грязной белой пыли на деревьях и земле.
Находиться во время работы карьера там невозможно, не то, что собирать грибы и ягоды... На зубах постоянное присутствие скрипущей пыли, так что хочется скорей бежать оттуда. Так будет и здесь на Конжаковском Камне Пылевые ветры из карьера загубят все речные долины. Какой к чёрту отдых на реке Серебрянке, забудьте как страшный сон. Некогда уединённое место превратится в пылевой полигон.
В первую очередь достанется всему окружающему ландшафту, всем перевалам на так называемом плато, состоящем из двух перевалов Конжаковского и Иовского. Пыль с тяжёлых машин с породой ринется вниз по склонам. Для примера можно посмотреть на Шарташский гранитный карьер, где пыль лежит как песок в Сахаре! Об этом администрация в лице генерального директора ООО "Дуниты Северного Урала" и ООО "Уральский Оливин" Кузьмина Николая Венедиктовича уклончиво умалчивает. И тайком от туристов потирает ручки – мол, как ловко он задурил всем головы!
Директор Николай Кузьмин ООО "Дуниты Северного Урала" врёт о том, что туристам будет и при карьере хорошо. Ага, пыль глотать! Щас!
Южный отрог горы Серебрянки самое лучшее место для планового обследования. Весь южный склон это сплошные неприступные скалы. Редко где можно найти лазейку, чтобы подняться наверх. Скалы, разрушающиеся и от этого они опасны для лазанья. Вся их наклонная поверхность, покрыта трещинами разделяясь на отдельно покоящиеся камни, которые в любой момент могут сорваться вниз.
Уж лучше не надеясь на автомашину подняться от дороги Карпинск - Кытлым до поворота идущей вправо тропы до сгоревшего приюта. Далее подниматься станет легче, есть места для отдыха, чем сидеть на грязной дороге. Этот вариант полезен чтобы не было зависимости от машины и не беспокоится о её сохранности.
Но если уж цивилизация дала шанс подняться по карьерной дороге, то глупо отказываться от такого блага. И чего бы не воспользоваться предоставленным удобством зря, что ли туристы проливали свой пот на затяжных курумниках. За что так сказать мучились, блуждая в горных туманах, рискую свернуть себе шею. Но это для уставших пеших туристов в возрасте. Но я категорически против заезда машин после которых останется лишь грязь от приготовления шашлыков на цветущих коврах и многочисленные колеи от колёс личного автотранспорта.
При подъёме на Южный отрог с восточной стороны по тропе, на открытых полянах можно лицезреть великолепие Серебрянского камня, который подобно дракону залёг отдохнуть, прежде чем продолжить свой путь. Отдельно стоящие скалы по всему хребту только усиливают впечатление от завораживающей картины.
Над сгоревшим приютом находятся низкие скалы останцы в обрамлении поросли кустарников брусничника. Низкие можжевельники как папоротники раскрыли свои лопасти вросшись в бедный каменный грунт плотными рядами своих сторонников.
Дальше тропа теряется, но нужно двигаться по самой верхотуре чтобы не слететь, вниз потеряв высоту. После останцев впереди появляется берёзово-лиственничная роща или как её окрестили бывалые туристы Сказочный лес. Место там действительно сказочное жуткое, изогнутые берёзы под сильным натиском ветра сделали всё, чтобы их не вырвало с корнем из каменного основания. Переплетаясь с соседями упругими ветвями, они создали непроходимый барьер. И только благодаря спасателям и многочисленной армии туристов пробитая тропа в этом барьере действует до сих пор. Лиственницы, тоже не отстали от них в своей дикой корявости, продолжая традиции сказочного леса.
Тропа здесь более-менее уже набитая и потеряться трудно и глядя на плотный барьер даже нет желания сойти с неё. Тут раздолье самым взыскательным фотографам и видеографам. Весь этот лес тянется на почти целый час прохождения, если не нестись галопом. Сказочный лес стоит того чтобы здесь задержаться для фото и видео съёмки.
Выход из Сказочного леса к скалам как облегчение от нудного путешествия по переплетённым корням, которые, так и норовят схватить, скрутить и утащить зазевавшегося туриста в свою чащу. Оглянешься назад уже с сожалением, наверное, мало было сделано снимков и видео кадров. Но нужно двигаться вперёд через скальный коридор на обозрения долины реки Серебрянки - 1.
За перевальным гребнем Южного отрога внизу высится скальный массив Корона состоящий из отдельно стоящих скал разных по величине и форме. Карьерная дорога проложена чуть выше её в метрах восьмидесяти. Так что эту скалу можно брать за точку подъёма на Южный отрог без опасения застрять на неприступных скалах.
Для особо ленивых есть авто маршрут рассчитанный на внедорожники с повышенной проходимостью. Не доезжая до поселка Кытлым, ищем накатанный поворот направо, в сторону «Иовского плато» и Конжаковского камня. Координаты поворота на плато: N 59º35,444´; E 59º23,331’. На ночлег лучше останавливаться, не доезжая до плато, потому что ночевать там опасно. Если случится гроза, то разрядов молний не избежать. К сожалению, были случаи смертельного исхода, но отдыхающих это не останавливает и они устраивают на «плато» целые лагеря. Сейчас мало кто из путешествующих автомобилистов интересуется накопленными знаниями пеших туристов и даже не ориентируются на бортовые полянки выше дорожного пути.
Если по каким - либо причинам, например, в случае фактического начала разработки карьера на плато Иов, возможность проезда отсутствует, попасть на Конжаковский камень можно традиционным способом. Оставить машины на туристической базе «Серебрянский камень» под присмотром, расположенной недалеко от пос. Кытлым, и подниматься пешком тропе что гораздо интересней чем гробить машину на камнях. Расстояние в одну сторону 20 км но как кому и откуда удобней.