Я преподавал в двух разных вузах с конца 90-х до 2019-го, и так, спорадически, до сих пор.
Все серьезные классы и лаборатории давно демонтированы.
Специалистов по инженерным профессиям готовить не на чем и некому.
Что еще хуже: по ряду изделий промэлектроники поставщики, а они тут всегда были, развернулись в 90-е годы, попросту ушли.
А альтернатива если и есть, то официально ее нет. Есть серый импорт, и никаких сертифицированных курсов те, кто просто гонят копии, не организуют.
Нужно продолжать?
Программисты были нужны, их и готовят, надо сказать, для той системы, что была выстроена, часто неплохо.
«Крестная, а можно вместо бала я получу профессию инженера?» –спросила Золушка...
«Нет, Золушка. Вот тебе бальное платье сезона 2020 года, туфли, «Аурус» из тыквы, и три отставных силовика с крысьими мордами вместо лакеев. А инженерное образование, прости, Золушка, ты умная девочка, ты поймешь, это не ко мне». (Артем Андреев)
Когда вместо инженеров стали готовить бакалавров («выкидышей», недоделанных инженеров без производственной практики и трудовых навыков, без соответствующих допусков по специальности) – это что за спец?! Магистры тоже непонятно для чего они нужны, в науку идет малая толика таких спецов, а на производстве они, как и бакалавры, полные профаны. Куда подевалась производственная практика (кроме студенческих стройотрядов) по окончанию учебного года?
Как бывший начальник электроцеха на одной из крупнейших ГРЭС Южного Урала, могу с уверенностью сказать: всегда предпочитал брать на работу электромонтеров с техническим образованием. У них меньше амбиций и лучше адаптация к реальной жизни. Бакалавры сразу хотят портфель и соответствующий оклад. Хотя не могут отличить по внешнему виду трансформатор тока от трансформатора напряжения. Такой уровень подготовки инженеров-электриков приводит к деградации профессии. (Владимир Щипунов)
Вопрос о практике поставлен верно. Планирование распределения и производственной практики было краеугольным камнем советского высшего образования. А не курсы лекций, читаемые замшелыми профессорами. Но это требовало целенаправленной работы по созданию рабочих мест для молодёжи в народном хозяйстве при общенародной собственности на средства производства. И эта работа стала скукоживаться ещё в начале 80-х.
В 90-х её прихлопнули окончательно. Встал вопрос: а что делать с массой препов и никому ненужных направлений подготовки? Ведь вместо новых рабочих мест мы получили безработицу. В полутрезвом состоянии самый верхний начальник сперва сказал, что он будет давать деньги только университетам и академиям.
Через полгода все институты стали университетами и академиями. Производственная практика занимала примерно год из пяти лет обучения. Значит, её под нож и сократить сроки. Но это значит выкинуть на улицу минимум тысяч сто профессоров? Поэтому нашли «изящный» выход в виде подвернувшегося Болонского процесса. Не было бы его, придумали что-нибудь другое.
За 30 лет вопрос со старой профессурой был решён автоматически. Настали новые времена. Значит можно убирать покров Болонщины. Но, откинув одеяло, увидели, что «король-то голый». Нет ни боевой профессуры, ни рабочих мест для молодёжи, ни потребности от общества в этом высшем образовании при уже 10-летнем спаде экономики. Поручили Фалькову что-нибудь придумать. Ждём-с! (Всезнайка)
Из комментариев, оставленных на канале "Про жизнь"
Книга "Купола Кремля" здесь
Книга "Три власти" здесь и здесь