ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект приказа Министерства транспорта Российской Федерации
«Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования, предъявляемые к предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов посадочным площадкам»
Проектом предусматривается существенное усложнений требований к посадочным площадкам.
Вместе с тем, в опубликованных данных по безопасности полетов отсутствует информация о недопустимо высоких рисках безопасности полетов, связанных с недостаточным объемом регулирования, установленным ФАП-69[1].
Установление обязательных требований без оценки рисков, на устранение которых они направлены, является нарушением статьи 6. «Обоснованность обязательных требований» Федерального закона от 31 июля 2020 года № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».
Более того, значительная часть (порядка 25 %) гражданских аэродромов в последние 2 года переведены в статус посадочных площадок по причине невыполнимости требований, предъявляемых к аэродромам.
Проектом предлагается действующие требования к аэродромам применить к посадочным площадкам, что приведет к окончательной утрате существенной части инфраструктуры гражданской авиации, в том числе аэродромов, переведенных в статус посадочных площадок.
Кроме того, проект снижает требования к некоторым посадочным площадкам. Например, в главе «Требования к посадочным площадкам, на которые выполняются полеты воздушных судов в целях авиации общего назначения и выполнения авиационных работ, не предусматривающих нахождение на борту лиц, не входящих в состав экипажа воздушного судна» отсутствуют требование «ПП должна выдерживать нагрузки, возникающие при движении воздушных судов, выполняющих полеты на данную посадочную площадку» ранее установленное в ФАП-69.
Таким образом, проект вносит необоснованные требования, которые приведут к утрате существенной части дорогостоящей инфраструктуры гражданской авиации.
Снижение количества посадочных площадок приведет повышению рисков безопасности полетов из-за снижения вероятности выполнения безопасной посадки на запасной аэродром (площадку) при возникновении опасной ситуации при выполнении полета.
Кроме того, необоснованное снижение требований к посадочной площадке также будет способствовать снижению уровня безопасности полетов.
Для формирования рациональных требований к посадочным площадкам представляется необходимым дополнить действующую редакцию ФАП-69 требованиями к посадочным площадкам, приподнятым над поверхностью земли или воды и переиздать в рамках «регуляторной гильотины».
к.т.н. А. Шнырев
#федеральные авиационные правила #посадочные площадки #аэродромы
[1] Приказ Минтранса России от 4 марта 2011 г. № 69 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории"