Зачем нужен анализ вербального поведения и чем он может помочь в борьбе с аутизмом?
Вербальное или речевое поведение возникает при взаимодействие с другим человеком. Впервые термин «вербальное поведение» применил основатель современного бихевиоризма Б. Ф. Скиннер.
Процесс вербального поведения, можно сказать беседы, разделен на пассивную и экспрессивную часть. К пассивной части относится восприятие и понимание, а экспрессивная — сама речь.
В анализе вербального поведения существует девять видов речи или, как еще их называют, девять типов вербального поведения. Разделение происходит на основе функции речи.
Дело в том, что у детей аутистов навык обобщения очень слабо развит и не автоматизирован. Для того чтобы ребенок мог эффективно общаться ему нужно развивать этот навык. Каждое слово он должен научится использовать в рамках большинства типов вербального общения. Навык обобщения, как и все другие навыки можно развивать, но именно этот навык и является одним из основных навыков выделяющих детей аутистов среди остальных детей. Чаще всего, дети аутисты понимают каждое слово только в одном контексте, поэтому уже известное слово в новом контексте, в каком-то смысле, новое для ребенка.
Типы вербального поведения
- "Просьба" Выражение просьбы может быть словосочетанием, словом или действием с целью получить желаемое. Это самый первый, тому что самый простой и распространенный тип вербального поведения
- "Моторная имитация" Повторение движений другого человека. Вы спросите, а причем тут речь? Но на самом деле, это очень важный навык, который помогает ребенку копировать движение губ и языка для воспроизведения звуков речи.
- "Вербальная имитация" Вербальное имитирование или звукоподражание — это повторение звуков или слов другого человека.
- "Рецептивная речь" Выполнение просьб, с умением соотносить предметы с их названием. Этот тип вербального поведения демонстрирует способность понимания речи.
- "Маркировка" Навык идентификации предметов, действий.
- "Классификация" Способность определить предмет по описанию его признаков и функций. Своего рода загадка.
- "Интравербальный тип" Интравербальный тип поведения — это способность отвечать на вопросы, продолжить предложение или стихотворение.
- "Текстурные действия" Умение воспринимать текстовую информацию, проще говоря, читать.
- "Письмо" Умение писать.
Детей аутистов необходимо обучать многообразию функций слова, что наименование объекта может быть не только его названием, но и нести описательные функции. Знание и понимание принципов и типов вербального поведения позволяет организовать системный и комплексный подход к обучению ребенка аутиста речи. Помогает понять и усвоить правила общения.
Аутист - это особенный ребенок во всем! Слова, смысл которых для нас ясен с ранних лет, он может понимать совсем иначе.
PS
Жизнь не стоит на месте... Все свои публикации я часто перечитываю и дорабатываю... Дзен не любит переделок (честно говоря, у меня сложилось впечатление, что он вообще мой блог не любит) и чтобы не сокращать итак маленькие рекомендованные показы статьи на этой платформе не меняются. Мой личный блог https://myautist.ru