За более чем 100-летнюю историю компания Mazda неоднократно сталкивалась с внешними обстоятельствами такой силы, что они легко могли бы привести к прекращению бизнеса. Любого, но не Mazda, которая благодаря духу марки и несгибаемой воле управленцев всегда всплывала из любой пучины и устремлялась к новым высотам. Вот несколько примеров.
Атомный взрыв в Хиросиме. В 1945 году бомба унесла жизни 119 и ранила еще 335 сотрудников Mazda. Это очень большие потери для коллектива любого размера, и особенно - для тогда еще молодой и совсем небольшой компании. Но Mazda возрождалась вместе с самой Хиросимой и сыграла в этом процессе немалую роль, предоставив свои помещения для городского штаба, госпиталя и временного жилища для потерявших кров людей.
Сопротивление поглощению. В 1962 году экономическая политика Японии была направлена на то, чтобы небольшие автомобильные компании поглощались крупными. Такое объединение должно было позволить японскому автопрому конкурировать на международной арене. Правительственное давление стимулировало масштабирование бизнеса Mazda до самостоятельной компании международного уровня. А инженерный потенциал марки подтвердился разработкой успешного роторного двигателя, на десятилетия прописавшегося под капотом автомобилей Mazda.
Попадание под контроль Ford. В начале девяностых случился экономический кризис, в результате которого существенная доля компании Mazda была продана гиганту Ford. В 1996 году руководителем Mazda стал внешний управленец из Ford - Хенри Уоллес. Экономические журналисты тогда в один голос сказали, что для Mazda это начало конца. Но Mazda умело распорядилась доступом к инженерным и финансовым ресурсам американцев и перезапустила бренд, создав маркетинговую кампанию Zoom-Zoom и успешные модели Mazda3 и Mazda6.
С этим портфолио японская марка успешно ворвалась в 21 век и сегодня продолжает свою деятельность независимого автопроизводителя, делающего эмоциональные и технологичные автомобили.