Мы развенчиваем мифы о каникулярном «моратории на знания», о том, что «все уехали из Москвы и плавают на морских побережьях». Оказывается, что психология привлекательна и востребована молодым поколением всегда. Наверное, многое зависит от того, кто является психологическим гуру – носителем знания. Важно, чтобы школьники были счастливы от своего выбора.
Михаил КОНДРАТЬЕВ, заместитель декана факультета психологии ИОН РАНХиГС:
– Приятно отметить, что интерес к познанию и самопознанию у наших ребят летом никуда не исчезает. Мы рады были видеть их на наших занятиях. И все же хочется, чтобы они успевали отдыхать и набираться новых впечатлений перед следующим учебным годом. С другой стороны, смена деятельности – это тоже форма отдыха, так что несколько занятий в интерактивном формате точно его не испортят. Формат проекта «Университетские субботы» является интересным для всех участников. Преподаватели получают возможность выйти на новую аудиторию – школьников. Сами школьники знакомятся не только с достижениями отрасли, но и с атмосферой вузов, которые приглашают их на занятия. Участие в нем дает преимущество как для организаторов, так и для слушателей. Мы убедились, что и во время каникул интерес к образованию и самопознанию не ослабевает. Планируем и дальше продолжать сотрудничество в рамках проекта «Университетские субботы».
В планах провести целый блок занятий, посвященных способам саморегуляции, работе с когнитивными ошибками и искажениями, изучению особенностей когнитивных функций, практическому применению психологических техник при решении повседневных задач. Еще одна идея, которая кажется мне перспективной, – это введение игровых механик для школьников – участников проекта. Как педагог-профессионал я готовлю специалистов-психологов, и для меня принципиально важна их эрудиция, но не только профессиональная. Что, если мотивировать школьников посещать «Университетские субботы» не только по предполагаемому профессиональному направлению, но и по другим? Мне кажется, это положительно отразится на их профессиональном и личностном самоопределении, а значит, также будет работать на достижение цели проекта. Сделать это можно, например, создав личный кабинет участника, в котором будут отражаться его достижения: количество посещенных мероприятий или качество участия в них, охваченные его вниманием сферы и степень глубины знакомства с ними, посещенные вузы по одной тематике и так далее. Идей много, и мы с коллегами будем рады подключиться к их разработке и реализации, если возникнет такой запрос.
Важно, что академическая площадка проекта «Университетские субботы» является надежной, поскольку участники, которые регистрируются на занятия через сайт, точно знают, что это мероприятия, проводимые профессионалами, а значит, содержательные, безопасные и полезные.
Что же говорят сами участники о происходящем?
Илья МОРОЗОВ, студент факультета психологии ИОН РАНХиГС:
– Мы горды, что факультет психологии ИОН РАНХиГС участвует в проекте «Университетские субботы» уже несколько лет. Формат встреч – это интерактивные занятия, тренинги и мастер-классы. Они пользуются популярностью не только у тех, кто планирует быть психологом, но и у школьников, которые хотели бы больше знать о психологии как науке и особенностях работы собственной психики, чтобы потом использовать это в практике как профессиональной, так и повседневной жизни. В 2022 году несколько занятий прошло в разгар летних каникул, причем как в дистанционном формате, так и в аудиториях академии.
Валерия КРЮЧКОВА, организатор:
– «Университетские субботы» для школьников, как ни банально это звучит, – самая лучшая возможность для самоопределения. На занятиях можно примерить роль психолога на себя заранее, еще до университета, посмотреть, что изучают, понять, насколько это интересно, хочется ли этим заниматься. Надо стараться избежать ситуацию, когда человек сталкивается с психологией на первом курсе и вдруг понимает: «Кажется, я вообще по-другому это себе представлял. Где же эзотерика, карты таро и прочее?» На «Университетских субботах» можно понять, что такое психология. Наши спикеры – это специально подготовленные преподавателями студенты факультета психологии ИОН РАНХиГС. Через взаимодействие с ними можно не только получить новые знания и умения из сферы психологии, но и понять атмосферу факультета, примерный формат занятий и уровень образования, который дают наши преподаватели.
На факультете психологии ИОН РАНХиГС есть образовательный проект «Академия юного психолога», где в течение учебного года мы рассказываем школьникам о психологии, и сейчас в рамках «Университетских суббот» мы продолжаем встречаться с нашими абитуриентами летом. Интерес к учебе и психологии у них не угасает, а такой формат имеет свои преимущества. Во-первых, снижение общей нагрузки позволяет воспринимать информацию качественно, но при этом менее затратно. А для одиннадцатиклассников, у которых ЕГЭ уже позади, это отличная возможность по-новому взглянуть на свой профессиональный выбор и дополнительно обдумать его.
Всегда особенно ценными становятся не только полученные знания, но и эмоции, ощущения от работы над собой.
Участники об ощущениях на занятиях
Анна:
– На протяжении встреч я испытывала ощущение комфорта, чувствовала обстановку принятия и очень добрую атмосферу. Ощущала какое-то облегчение от знания того, что есть такое место, куда можно прийти и где не будет никакого осуждения.
Дарья:
– После всех встреч чувствую себя более уверенно, я убедилась в том, что выбрала правильный вуз. Здесь я встречу новых знакомых, друзей и хороших преподавателей, получу положительный опыт, все будет классно!
Софья:
– Я очень рада, потому что уже после первой встречи у меня появилось четкое ощущение, что я определилась с выбором вуза.
О самых ярких моментах
Анна:
– Больше всего запомнилось наше первое онлайн-занятие, где мы были в роли психолога и давали обратную связь на запрос клиента. Мне очень понравился этот опыт, потому что он помогает прочувствовать роль психолога-профессионала.
Дарья:
– Запомнилось занятие про стресс. Мне очень понравился способ совладания с глобальными проблемами, а именно деление их на более маленькие. Кажется, это очень удобно и снижает уровень стресса.
Софья:
– Мне понравилось, как ведут занятие студенты, которые выступают спикерами, то, как они подходят к организации мероприятия. Это говорит о внеучебной деятельности, которая для меня очень важна, в которую я хочу включаться и которой смогу в перспективе заниматься сама, когда поступлю.
Для тех, кто думает, приходить ли
Анна:
– Я бы хотела передать: приходите! Вы точно ничего не потеряете, скорее обретете!
Дарья:
– Кого-то принуждать я не хочу и не буду, но если вы хотите узнать что-то новое о себе и о других, получить новые знакомства, понять, как работать в команде, почувствовать систему проведения пар, то это очень круто.
Софья:
– Нужно пробовать, ничего страшного в этом нет.
Рады ответить на любой вызов
Благодаря формату «Университетских суббот» РАНХиГС можно почувствовать атмосферу внутри вуза и понять, стоит ли погружаться в нее и хочется ли здесь учиться. Участники хотели бы получать больше анонсов подобных мероприятий, помогающих профессиональному самоопределению. Имея множество положительных отзывов от наших школьников, желающих продолжить предпрофессиональную совместную работу, мы уверены, что проект достигает своей цели, потому что именно в такой обучающей академической среде проявляются будущие профессионалы, востребованные на рынке труда.
Сделать проект «Университетские субботы» лучше можно за счет повышения интерактивности. Первая идея – дать возможность участникам самим предлагать темы встреч. У нас есть несколько занятий, которые мы повторяем из года в год, например связанных с профессиональным самоопределением будущего психолога. Мы опрашиваем абитуриентов, с которыми находимся в контакте, чтобы узнать об их интересах. Но, если на сайте проекта у школьников появится возможность самим предлагать темы, уверен, мы с коллегами будем рады ответить на этот вызов.
Отдельно хочется высказать слова благодарности нашим школам-партнерам и педагогам, с которыми мы находимся в тесном взаимодействии и благодаря которым имеем возможность видеть на занятиях «Университетских суббот» высокомотивированных школьников, которые потом становятся студентами академии, а в перспективе – востребованными высококлассными профессионалами.
Анастасия КОРОЛЕВА,
директор Центра компетенций по развитию общего образования РАНХиГС
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».