Биография Денниса Кроули: миллионера, создателя Foursquare
“Мне нравится разрабатывать сумасшедшие идеи, которые бросают вызов тому, что и как люди думают о мире.” (с) Деннис Кроули
10 лет назад его ставили в один ряд с Марком Цукербергом и называли новым любимчиком Кремниевой Долины. Деннис Кроули придумал Foursquare, чтобы втянуть людей в игру, сделать их жизнь проще и веселее. Вы помните, как чекинились когда-то в любимом кафе? Неунывающий, веселый, активный и в то же время прозорливый, предприниматель вовремя покинул поле соцсетей, оставив его победителям, и сосредоточился на направлении, за которым видят будущее: контекстно-ориентированные вычисления и технологии big data. А сейчас в сфере его интересов – создание метавселенной, отражающей реальный мир. Какой путь прошел Деннис Кроули от приложения для горожан-тусовщиков до виртуального мира?
Озорной и талантливый студент
"Мы сверхконкурентны во всем, что делаем. Наш отец воспитал нас в духе соперничества – к лучшему или к худшему.” (с) Джонатан Кроули
Деннис Кроули родился 19 июня 1976 года в Мэдоуэе, штат Массачусетс. Это настолько маленький город, что о нем нет даже статьи в Википедии. Мальчик был старшим из троих детей очень дружной, веселой семьи, где обожали устраивать шутки и розыгрыши, в которых Деннис преуспел гораздо сильнее, чем в учебе или спорте. Отец, Деннис Кроули-старший воспитывал в детях независимость и стремление побеждать. Он построил собственный бизнес в сфере связи, который позже стал частью корпорации General Electric, и всегда говорил сыновьям и дочери, что если они действительно хотят добиться успеха – должны работать на себя, а не на “дядю”.
Шутник Деннис однако воспринял родительский совет серьезно. Еще в школе, в свободное от уроков, видеоигр и катания с друзьями на скейтбордах время школьник занимался самиздатом. Он был автором, редактором и издателем собственного журнала Dystopia, посвященного компьютерным играм. Журнал мальчишка продавал в магазине видеоигр и игровом зале. Любовь к играм и журналистике привела его в Сиракузский университет на факультет “Коммуникации и реклама”.
В университете его неугомонный характер проявился вовсю. Деннис был главным заводилой факультета – мог сагитировать однокурсников испытать себя в беге с быками, играть на улице в вышибалы шаром для боулинга по “бразильской системе”. Он организовывал с друзьями вечеринки в общежитии, куда умудрялся приносить пиво, вино, и брал плату за вход. Иногда выходило немало, до $1,6 тыс. за вечер, правда, полиция быстро пресекла успешный бизнес, но все обошлось без привода и отчисления – студенты дали честное слово, что больше не будут.
Крах надежд
""Делай то, что любишь, а остальное придет само" – этот совет дал мне отец. Если вы просыпаетесь каждое утро с мыслью о чем-то и о том, что будущее было бы немного лучше и удивительнее, существуй оно на свете – идите и делайте эту вещь, идите и создавайте эту вещь." (с) Деннис Кроули
Развеселая студенческая жизнь и приключения с полицией не помешали Деннису в 1998-м получить диплом. Юноша отправился в негласную столицу страны – Нью-Йорк, на Манхэттен, и устроился в аналитико-исследовательский отдел недавно открывшейся компании Jupiter Communications Inc. Его начальник, Кен Аллард, называл Кроули “спокойным лидером.” Он так увлеченно, азартно и весело работал, что люди всегда тянулись за ним и к нему. Поэтому Аллард был расстроен, когда спустя год работы Деннис сказал, что переходит в Vindigo и хочет быть разработчиком.
Новая жизнь молодому человеку безумно нравилась. Он работал в технологической фирме, жил в центре, постоянно ходил в большой компании или с любимой девушкой то на вечеринки, то на выставки и концерты. Но в июне 2001-го, как раз незадолго до его 25 дня рождения, мир рухнул. Вследствие краха доткомов Vindigo провела серию сокращений, под которую попал и Деннис, неделю спустя его выселили из квартиры – срочно пришлось искать новое, более дешевое жилье, а 11 сентября с крыши соседнего здания он наблюдал за крупнейшей катастрофой Нью-Йорка – атакой террористов на Всемирный торговый центр. Это событие настолько потрясло Кроули, что он покинул все, что ему было дорого: любимый город, девушку, друзей и уехал к родителям.
В течении следующих семи месяцев молодой человек учил детей кататься на сноуборде на зимнем курорте “Медвежий пик” и зарабатывал $6 в час, жил в лесном домике родителей, вел блог Teendrama, писал стихи в японском стиле, иронизируя и подшучивая над положением, в котором оказался:
Чек с пособием по безработице.
на этой неделе ты не пришел…
“Пожалуйста, приходите снова в ближайшее время.”
От студенческого проекта до стартапа один шаг
Я не думаю, что моя первая компания Dodgeball была успешной. Заработал ли я деньги, продав ее Google? Да. Это сделало меня суперсчастливым? Нет. Что делает меня счастливым, так это создание вещей, которые меняют способ использования людьми общественного пространства. Вот это, по моему мнению – успех.” (с) Деннис Кроули.
В конце концов Кроули надоело жить в лесу. Он подал заявление в Нью-Йоркскую школу искусств Тиш на отделение ITP (интерактивных коммуникаций). Бывший начальник Кен Аллард дал Деннису рекомендации и его приняли. Он сам называет ITP “Алисой в стране Чудес” для взрослых. Это площадка для игр, мир фантазий и художественная школа. Молодой человек так много времени проводил за компьютером, что заработал туннельный синдром запястья.
Вместе с однокурсниками он, к примеру, организовал PacManhattan – игру в Pacman с живыми людьми на реальных улицах города. Поскольку технология GPS тогда находилась в зачаточном состоянии, участники звонили и сообщали о местоположении оператору, который вводил данные в программу – так определяли победителей. В голове Денниса начала постепенно формироваться идея: а что, если превратить всю городскую жизнь в игру?
На факультете он познакомился с программистом Алексом Райнертом, таким же фанатом компьютерных игр, смартфонов, соцсетей, музыки. Они вместе решили работать над дипломным проектом, которому дали кодовое название Dodgeball (Вышибалы). Это была более скоростная, гибкая, интересная и актуальная альтернатива городскому сервису CitySearch. С помощью приложения люди могли регистрироваться в общественных местах: кафе, барах, кинотеатрах, писать короткие сообщения друзьям и получать за это баллы и бонусы.
Партнеры протестировали Dodgeball в университете и с друзьями, получили одобрение преподавателей. В 2004-м Алекс и Деннис окончили аспирантуру и устроились на работу: Кроули трудился разработчиком на MTV. Параллельно их дипломный проект продолжал успешно функционировать и даже стал набирать обороты, а когда о нем написали похвальную статью в New York Times, ребята решили, что, возможно, стоит заняться им всерьез. Они уволились и дали себе ровно 6 месяцев. Если ничего не получится – ну что же, они старались.
Они зарегистрировали стартап и Деннис взялся за изучение финансов, венчурных и ангельских инвестиций. В конечном итоге это привело его в офис Google, которая совсем недавно вышла на IPO. В то время Брин и Пейдж ответили, что еще не задумывались о собственных инвестициях, зато охотно бы приобрели интересную разработку. В 2005-м Кроули и Райнерт продали Dodgeball Google за довольно крупную сумму, которая не разглашается, но Деннису хватило на то, чтобы приобрести огромный винтажный Rolls Royce, как в музыкальных видео его любимой нью-йоркской группы Beastie Boys.
Для кого-то это могло бы стать вершиной карьеры. Кроули и Райнерт перешли на работу в корпорацию: Алекс на административную должность, а Деннис в команду разработчиков игр, где познакомился и подружился с молодым человеком, сидевшим за соседним компьютером – Навином Селвадураем. Навин увлекался созданием приложений для iPhone. В 2008-м Деннис вместе с родителями, братом и сестрой участвовал в дневном ТВ-шоу “Семейные войны”, где они выиграли $20 тыс. Но, к сожалению, это была единственная радость. Вскоре Google свернул все работы по Dodgeball и окончательно заменил его Google Latitude. Это было огромным разочарованием.
Может ли жизнь стать игрой?
“Вся моя карьера – череда взлетов и падений. Я все еще пытаюсь разобраться во всем этом, но, оглядываясь назад, начинаю видеть закономерности и взаимосвязи. Все можно понять, только бросив взгляд в прошлое.” (с) Деннис Кроули
Деннис снова уволился, для того, чтобы продолжать развивать собственную идею. Селвадурай последовал за другом. Они работали на кухне у Кроули, в кофейнях с бесплатным Wi-Fi. Бизнесмен говорит, что на создание Foursquare, который поначалу назывался Jimmy Disco, его вдохновила волшебная “карта мародеров” из серии книг про Гарри Поттера. В течении 4-х месяцев Деннис и Навин экспериментировали с приложением и в январе 2009-го решили представить его на ежегодном IT-фестивале SXSW, что была прекрасная идея, так как примерно в это же время появился и стал популярным магазин Appstore, который помог им найти свою аудиторию. Деннис почти на две недели исчез из поля зрения друзей и семьи, а потом разослал всем электронное письмо с просьбой справедливо оценить продукт. Друзья, родственники, коллеги, знакомые, однокурсники оценили сервис. Он очень быстро стал “вирусным” и компания Foursquare была названа технологическим прорывом 2009 года.
Что это за программа?
“Я думаю, что во многом наш успех связан с тем, что мы нашли проблему, которой были действительно увлечены, и мы просто бились над ней годами, годами и годами.”
Это социальная сеть, которая позволяет пользователям регистрироваться в разных местах, используя встроенный GPS смартфона, оставлять оценки, отзывы, рекомендации, а также:
- сориентироваться в новом месте;
- найти лучшее или подходящее кафе, музей, спортзал;
- бесплатный интернет или точки, где можно подцепить Wi-Fi;
- читать или составлять собственные рейтинги, списки интересных мест, программы развлечений;
- знакомиться с пользователями;
- быть в курсе всего нового в своем городе.
Поначалу, это было приложение, нацеленное и созданное исключительно для развлечения и удобства. Увлекательная игра, в которую с удовольствием включились жители больших городов. Так оно и осталось. Ежегодно приложение скачивают 1 млрд человек, но теперь социальная игра – только часть предприятия (не самая большая). У программы появились новые, более серьезные функции. Компании и бренды платят Foursquare за доступ к данным. Они используют их для анализа рынка, движения потоков и местоположения потребителей, целевой рекламы. На протяжении многих лет фирма сотрудничает с Microsoft, Samsung, Airbnb, Uber, TripAdvisor, Nike, H&M, Taco Bell, T.G.I. Fridays и многими другими. Также Foursquare предлагает бизнес-решения:
- пакеты инструментов, помогающие брендам управлять своим размещением;
- возможность компаниям создавать собственные страницы;
- технологии и данные для написания контекстно-ориентированных приложений.
Это ли не баланс между игрой, развлечением и бизнесом?
Продолжение игры
“Все думают, что Foursquare – космический корабль, который как стартовал на SXSW 2009, так и не прекращает набирать высоту. Хотя на самом деле поначалу был всплеск, а затем лето без ничего.” (с) Деннис Кроули.
Первыми инвесторами Foursquare были Union Square Ventures, Винод Хосла и Бен Хоровиц. Они вложили в стартап $1,35 млн. Теперь, после 9 месяцев работы, партнеры наняли еще одного сотрудника и заплатили себе зарплату – по $1 тыс. Деннис и Навин постарались распорядиться средствами максимально эффективно. Они не стали снимать дорогих офисов и тратить огромные суммы на представительские расходы, а постарались максимально расширить сеть пользователей и развивать сервис. За два года приложение обновилось 4 раза и набрало 10 млн подписчиков. Денниса Кроули начали сравнивать с Марком Цукербергом.
В следующем году количество пользователей выросло до 25 млн. И даже президент Обама лично зарегистрировался в Foursquare, чтобы все знали, куда он ходит. Приложение начало поддерживать не только английский, но и русский, французский, итальянский, турецкий, немецкий, тайский, японский языки. К началу 2013-го сервисом пользовались 30 млн человек по всему миру, а концу после выхода трех обновлений – 45 млн.
Деннис понял, что душевное спокойствие важнее должности. С момента запуска Foursquare на фоне постоянного стресса он почти перестал спать. Принять такое решение было нелегко, но он нанял опытного генерального директора, хотя остался в компании как исполнительный председатель и учредитель.
“На следующий день, когда я шел на работу, не как генеральный директор, а как исполнительный председатель, у меня был момент легкомыслия и освобождения. Я точно помню, где это случилось — на углу Бликер стрит и Бауэри я испытал эмоциональную разрядку, смеялся и плакал одновременно.” (с) Деннис Кроули
В 2014-м Foursquare начала не только продавать рекламные блоки бизнесу, но и впервые дала платный доступ к данным. Также компания запустила инструмент Pinpoint для лучшей ориентированности рекламодателей и Piligrim для более точного определения местонахождения пользователей. К примеру, приложение может анализировать время, когда вы приходите на работу и уходите с нее, по каким дням опаздываете.
Деннис Кроули отклонил предложение Yahoo! о покупке компании, которое получил в 2015-м. Он прекрасно помнил собственный опыт с Google и видел, что произошло с модным сайтом микроблогов Tumblr, после того, как его приобрел Yahoo! – он пропал. “Это было бы равносильно выстрелу себе в голову” – говорит Деннис. Foursquare начал плотное сотрудничество с Microsoft и Twitter.
За все время существования компания привлекла почти $500 млн финансирования и сама сделала несколько удачных и полезных приобретений. Она по-прежнему существует, приносит ежегодный доход не менее $100 млн, ежегодно приложение скачивает 1 млрд человек, а активно пользуются 100 млн. В 2019-м зашла речь о долгожданном IPO, но на фоне пандемии и всеобщего локдауна Деннис Кроули предпочел подождать. В июне 2021-го он объявил, что уходит с руководящих должностей Foursquare, но остается учредителем, стратегом и идейным вдохновителем. Состояние бизнесмена на данный момент оценивается в $30 млн.
В своем блоге он объяснил это тем, что дела компании идут хорошо – она лидер в сегменте контекстно-ориентированных вычислений. А еще ему надоело больше 10 лет заниматься одним и тем же, у него множество планов, новых идей и он хочет больше времени проводить с семьей.
Новая элита Нью-Йорка
Семья Денниса – это жена Челси Линн, трое детей и две кошки, Уголек и Милки. Пара встретилась в 2007-м на рождественской вечеринке, но еще до этого Кроули видел девушку на фотографиях друзей и очень хотел познакомиться. Молодые люди начали общаться и только спустя год Деннис решился пригласить Челси на свидание – 15-километровую велосипедную прогулку на водопады. В 2013-м они поженились и о их свадьбе как образце стиля и легкого юмора написала сама Марта Стюарт – главная домохозяйка Америки.
А чем Деннис занят сейчас? Во-первых, он основатель и председатель Kingston Stockade FC – полупрофессиональной футбольной команды, выступающей в 4-м дивизионе. Увы, сезон 2022 она завершила на 5-м месте по итогам турниров Североатлантической конференции. Кстати, вход на матчи бесплатный, но можно пожертвовать несколько долларов на покрытие расходов).
А во-вторых, он – один из соучредителей нового стартапа LivingCities вместе с известным IT-предпринимателем Мэттом Мисниексом и главным дизайнером трилогии “Матрица” Джоном Гаэте. Это проект социальной мета-вселенной, над которой будут трудиться программисты, художники, архитекторы и которая будет представлять собой 3D-модель реального мира. LivingCities на данный момент собрал $4 млн венчурного финансирования и находится в активном поиске команды.
“Деннис Кроули посвятил карьеру соединению программного обеспечения с реальным миром. Возможно, он единственный человек на земле, создавший масштабное социальное ПО подобного типа.” (с) Мэтт Мисинекс
Читайте также:
Спасибо за 👍👍👍 и подписку, заходите к нам еще. А если вам нравится, что мы пишем – установите мессенджер Gem4me, там еще много интересных каналов, которые ведут наши пользователи!