/Республика Алтай/
На Алтай я полетела, конечно, для того, чтобы ходить по горам, а не по городам. Но на городскую жизнь немного посмотрела, мне всегда интересно, как живут люди там, куда я приехала. На самом деле в Республике Алтай всего один город, столица региона – Горно-Алтайск. А районов (аймаков) десять. Административные центры девяти из них расположены в селах. Но при плотности населения два человека на квадратный километр и село за город сойдет.
Летала я до аэропорта Горно-Алтайска. Снижаться начали в горах, потом долина, редкие домики, поля... Я уж подумала, что «Боинг» сейчас будут аварийно сажать на поле, но вдруг легкое касание, и самолет покатился по полосе.
Это аэропорт Горно-Алтайска. И пока вы там в Москве спите, здесь уже все работают. Разница во времени со столицей – 4 часа, UTC+7. Милее аэропорта я в жизни своей не видала.
Милый маленький аэропорт, но в нём всё взаправду! Как в большом. Только чай в буфете необычный – с ягодами, медом, травами, и сразу за аэропортом начинается поле, цветы и горы. От взлетно-посадочной полосы до аэропорта никаких автобусов, совсем немного пройтись пешком. Летом в небольшом двухэтажном здании бывает не протолкнуться, а в сувенирных лавках всё раскупают довольно быстро, потому что сувениры здесь стоят дешевле, чем где бы то ни было еще. Кстати, парковка вообще бесплатная.
Аэропорт открыли в 1968 году, он рос и развивался до самых 90-х, правда, потом пассажиров почти не стало, и перевозки прекратились в 1995 году. Реконструированный аэропорт открылся вновь в 2010 году, а в 2013 стал принимать большие пассажирские самолеты.
Отсюда же летает и местная авиалиния «СИЛА». Она здесь общественный транспорт, который часто лучше, быстрее и дешевле автобусов.
В предпоследний день моей алтайской поездки на экскурсии в музее старообрядчества в селе Верх-Уймон я узнала, как во времена гонений и голода один из староверов дошел до Алтая, посмотрел на его богатство, наловил рыбы и пошел обратно, «оставляя зарубки на деревьях», принес в общину сушеной рыбы и позвал всех за собой обратно по зарубкам. Алтай стал для старообрядцев и убежищем, и землей обетованной. После этой истории всё встало на свои места. Думаю, с транспортной доступностью на Алтае не очень, чтобы знание о его богатствах распространялось помедленнее. А если уж куда распространилось, то чтобы добраться оттуда было весьма затруднительно.
Железной дороги в Республике Алтай нет, ближайшая станция в соседнем регионе. Знаменитый Чуйский тракт – федеральная трасса Р256, это прекрасная дорога с новым покрытием, но все остальные дороги далеки от совершенства. Уймонский тракт не ремонтировали лет 30, со слов местных жителей. Только сейчас начали кое-где… местные же говорят, что ремонт начался после того, как «кто-то из богатых туристов написал письмо Путину, раньше мы писали, но без толку».
Сначала придорожные пейзажи напоминали мне сельскую Швейцарию, будто взяли ее и растянули в два с небольшим раза. Те же зеленые долины, ограниченные горными хребтами, на зеленых лугах пасутся стада коров, текут реки, наполненные чистой горной водой, кое-где раскиданы домики. Но если приглядеться, отличий больше, чем просто объем.
Во-первых, есть еще и стада лошадей, надо же разводить транспорт. Во-вторых, в Швейцарии выпасы ограждают веревками или тросиками, а на Алтае бревнами. Правда, ограждения эти носят эпизодический характер, и животные выходят на дорогу, порождая антагонизм между животноводами и автомобилеводами. Днем на дорогах чаще коровы, а ночью – кони. Они могут просто стоять на дороге, могут неспешно и с достоинством переходить ее. Пасти стада на Алтае как-то не принято. Животные машин не боятся, конечно, им иногда сигналят, но чаще просто объезжают по встречке.
По Уймонскому тракту микроавтобусы везут туристов в село Верх-Уймон. Это село даже районным центром не является, однако здесь на улице Набережной расположены целых три музея. Кроме упомянутого музея истории и культуры Уймонской долины, который всё же чаще именуют музеем старообрядчества, есть еще краеведческий музей и дом-музей Н.К. Рериха. Местные жители долгие годы берегли избу, где две недели жили и работали Рерихи во время своей экспедиции. Здание было восстановлено в конце прошлого века.
Вся приличествующая современному городу инфраструктура в алтайских селах присутствует. Я видела немного, но мне так сказали местные жители. На качество медицины, конечно, жалуются. Впрочем, как и везде.
В селе Усть-Кокса (районный центр) даже есть оазис модной городской среды, добралась она и до туда – у здания администрации устроена площадка, выложенная плиткой, и установлен фонтан. Но вообще простор и свобода природы от человека здесь ощущаются даже там, где человек присутствует – в условности заборов, в огромных «приусадебных» участках, в рекламных щитах, срубленных из бревен или сколоченных из самодельных досок.
Активно эксплуатируются два вида автомобилей – все японские и УАЗ, говорят, что остальное рассыпается за год. Действительно, за всё время я видела только один «Опель» и одну «Мазду» с явно туристическими номерами.
А еще на Алтае есть места, куда можно попасть только на лошадях или на вертолете – и это не экзотика, а нормальный транспорт. Ну или мост... Оказывается, подвесной мост может быть автомобильным. Мне повезло сидеть на переднем сиденье «буханки», когда мы проезжали по нему.
Алтай наш!
Видео о «городской среде» Горного Алтая смотрите по ссылке → Города и дороги Алтая. Видео-выпуск, а все истории из путешествия по этому региону здесь →
3–12.08.2021