Найти тему

Города и дороги Алтая

/Республика Алтай/

На Алтай я полетела, конечно, для того, чтобы ходить по горам, а не по городам. Но на городскую жизнь немного посмотрела, мне всегда интересно, как живут люди там, куда я приехала. На самом деле в Республике Алтай всего один город, столица региона – Горно-Алтайск. А районов (аймаков) десять. Административные центры девяти из них расположены в селах. Но при плотности населения два человека на квадратный километр и село за город сойдет.

Летала я до аэропорта Горно-Алтайска. Снижаться начали в горах, потом долина, редкие домики, поля... Я уж подумала, что «Боинг» сейчас будут аварийно сажать на поле, но вдруг легкое касание, и самолет покатился по полосе.

Это аэропорт Горно-Алтайска. И пока вы там в Москве спите, здесь уже все работают. Разница во времени со столицей – 4 часа, UTC+7. Милее аэропорта я в жизни своей не видала.

Милый маленький аэропорт, но в нём всё взаправду! Как в большом. Только чай в буфете необычный – с ягодами, медом, травами, и сразу за аэропортом начинается поле, цветы и горы. От взлетно-посадочной полосы до аэропорта никаких автобусов, совсем немного пройтись пешком. Летом в небольшом двухэтажном здании бывает не протолкнуться, а в сувенирных лавках всё раскупают довольно быстро, потому что сувениры здесь стоят дешевле, чем где бы то ни было еще. Кстати, парковка вообще бесплатная.

Аэропорт открыли в 1968 году, он рос и развивался до самых 90-х, правда, потом пассажиров почти не стало, и перевозки прекратились в 1995 году. Реконструированный аэропорт открылся вновь в 2010 году, а в 2013 стал принимать большие пассажирские самолеты.

Отсюда же летает и местная авиалиния «СИЛА». Она здесь общественный транспорт, который часто лучше, быстрее и дешевле автобусов.

В предпоследний день моей алтайской поездки на экскурсии в музее старообрядчества в селе Верх-Уймон я узнала, как во времена гонений и голода один из староверов дошел до Алтая, посмотрел на его богатство, наловил рыбы и пошел обратно, «оставляя зарубки на деревьях», принес в общину сушеной рыбы и позвал всех за собой обратно по зарубкам. Алтай стал для старообрядцев и убежищем, и землей обетованной. После этой истории всё встало на свои места. Думаю, с транспортной доступностью на Алтае не очень, чтобы знание о его богатствах распространялось помедленнее. А если уж куда распространилось, то чтобы добраться оттуда было весьма затруднительно.

Железной дороги в Республике Алтай нет, ближайшая станция в соседнем регионе. Знаменитый Чуйский тракт – федеральная трасса Р256, это прекрасная дорога с новым покрытием, но все остальные дороги далеки от совершенства. Уймонский тракт не ремонтировали лет 30, со слов местных жителей. Только сейчас начали кое-где… местные же говорят, что ремонт начался после того, как «кто-то из богатых туристов написал письмо Путину, раньше мы писали, но без толку».

Сначала придорожные пейзажи напоминали мне сельскую Швейцарию, будто взяли ее и растянули в два с небольшим раза. Те же зеленые долины, ограниченные горными хребтами, на зеленых лугах пасутся стада коров, текут реки, наполненные чистой горной водой, кое-где раскиданы домики. Но если приглядеться, отличий больше, чем просто объем.

Во-первых, есть еще и стада лошадей, надо же разводить транспорт. Во-вторых, в Швейцарии выпасы ограждают веревками или тросиками, а на Алтае бревнами. Правда, ограждения эти носят эпизодический характер, и животные выходят на дорогу, порождая антагонизм между животноводами и автомобилеводами. Днем на дорогах чаще коровы, а ночью – кони. Они могут просто стоять на дороге, могут неспешно и с достоинством переходить ее. Пасти стада на Алтае как-то не принято. Животные машин не боятся, конечно, им иногда сигналят, но чаще просто объезжают по встречке.

Село Верх-Уймон, ул. Набережная. Коровы не нарушают ПДД, пасутся на обочине неподалеку от музеев.
Село Верх-Уймон, ул. Набережная. Коровы не нарушают ПДД, пасутся на обочине неподалеку от музеев.

По Уймонскому тракту микроавтобусы везут туристов в село Верх-Уймон. Это село даже районным центром не является, однако здесь на улице Набережной расположены целых три музея. Кроме упомянутого музея истории и культуры Уймонской долины, который всё же чаще именуют музеем старообрядчества, есть еще краеведческий музей и дом-музей Н.К. Рериха. Местные жители долгие годы берегли избу, где две недели жили и работали Рерихи во время своей экспедиции. Здание было восстановлено в конце прошлого века.

Вся приличествующая современному городу инфраструктура в алтайских селах присутствует. Я видела немного, но мне так сказали местные жители. На качество медицины, конечно, жалуются. Впрочем, как и везде.

В селе Усть-Кокса (районный центр) даже есть оазис модной городской среды, добралась она и до туда – у здания администрации устроена площадка, выложенная плиткой, и установлен фонтан. Но вообще простор и свобода природы от человека здесь ощущаются даже там, где человек присутствует – в условности заборов, в огромных «приусадебных» участках, в рекламных щитах, срубленных из бревен или сколоченных из самодельных досок.

Активно эксплуатируются два вида автомобилей – все японские и УАЗ, говорят, что остальное рассыпается за год. Действительно, за всё время я видела только один «Опель» и одну «Мазду» с явно туристическими номерами.

А еще на Алтае есть места, куда можно попасть только на лошадях или на вертолете – и это не экзотика, а нормальный транспорт. Ну или мост... Оказывается, подвесной мост может быть автомобильным. Мне повезло сидеть на переднем сиденье «буханки», когда мы проезжали по нему.

Новый подвесной мост через реку Катунь около села Мульта
Новый подвесной мост через реку Катунь около села Мульта

Алтай наш!

Видео о «городской среде» Горного Алтая смотрите по ссылке Города и дороги Алтая. Видео-выпуск, а все истории из путешествия по этому региону здесь →

3–12.08.2021