В начале 2022 года в московском издательстве "Проспект" вышла книга "Парадоксы церковного права". Автор - Андрей Кураев - подробно разбирает церковный суд над самим собой. И при этом приводит много любопытных исторических фактов. Вот некоторые примеры.
"Да будет извержен"
Официально первым сводом церковных законов считаются «Апостольские правила». Это документ IV века, вбирающий в себя постановления нескольких церковных соборов.
У этих правил есть характерная черта – предельная скудость шкалы наказаний. За очень разные проступки полагается одна и та же "высшая мера".
Например: «Если кто из клира не постится в среду и в пятницу: да будет извержен". И тут же: «Если кто из клира в сваре ударит кого-то и одним ударом убьёт его: да будет извержен».
По сути шкалы наказаний нет, убийство приравнено к нарушению поста.
Монастырь без закоулков
В первом тысячелетии в Европе состоялось несколько Поместных соборов, которые приняли разные каноны. Многие из них явно устарели, хотя их никто не отменял.
В VII веке Меридский собор (Испания, - ред.) запретил епископам подвергать истязаниям церковных рабов. Похоже, истязания продолжались, потому что спустя несколько лет этот запрет был повторён на соборе в Толедо.
Маконский собор (585 г.) запретил епископам охранять свои дома собаками, "ибо это противоречит христианскому гостеприимству".
Собор в Ахене (836 г.): в женских монастырях не должно быть тёмных мест и закоулков, где можно было бы, спрятавшись от чужих глаз, оскорблять Бога наедине.
34-е правило Эльвирского собора (IV век): запрет зажигать днём свечи на кладбище – «чтобы не беспокоить души святых».
Актуально 60-е правило того же собора: «Если кто-то разбивает идола и затем наказывается за это смертью, он не может быть внесён в список христианских мучеников, поскольку такое действие не благословлено Священным Писанием или апостолами».
Активно-православным любителям погромить выставки есть над чем задуматься.
Докажи свою ревность
45-е правило Карфагенского собора гласит: «Епископы, пресвитеры и диаконы поставляются в свой сан не раньше, чем помогут всем близким в своём доме стать православными христианами».
Выглядит правильно: прежде чем стать публичным проповедником, докажи свою пастырскую ревность и состоятельность в собственном доме, приведи ко Христу своих домашних! А потом уже посмотрим, можно ли тебя являть городу и миру.
И всё же я очень рад, что это правило оказалось забыто.
Подрезание лозы
В XII веке епископ Феофилакт Болгарский, брат которого был евнухом и священником собора Святой Софии, написал трактат «В защиту евнухов». Автор приходит к выводу, что кастрация детей не является преступлением против Бога, не умаляет душу и сравнима с подрезанием поспевающей виноградной лозы.
Согрешает юноша или взрослый человек, кастрирующий себя ради аскезы. Но родители, оскопляющие своего маленького сына ради сохранения его в чистоте, поступают хорошо.
Этот совет родителям давно забыт. Но сам автор - во святых, его мнение не осуждено соборами, а потому однажды этот текст может быть найден неким ревнителем жизни «по заветам Святых Отцов»...
Объявление у входа
Вообще, древние цитаты не виноваты. Виноваты те, кто сдувают пыль с древних книг, которые учили, например, ненавидеть еретиков и освящать руку ударом по их мерзким рожам.
Поэтому при входе в библиотеку православных преданий надо бы вешать объявление: «Осторожно, наше собрание сочинений и документов столь велико, что позволяет оправдать всё, что угодно».
Благое усмотрение
Протестанты просто отвергают каноническое предание и все другие предания Церкви.
Католики разрешают себе реформировать эти предания любым образом.
Православные обращаются с канонами парадоксально: мы ничего в них не меняем, но и исполнять не собираемся.
Есть каноны, которые наша Церковь признаёт, есть каноны, которые Церковь веками игнорирует, есть, наконец, каноны, исполнение которых факультативно – желающие исполняют, не желающие - нет.
Всё - «на благоусмотрение священноначалия».
Тупиковые пути
У меня нет рецепта выхода из этой ситуации. Убеждён в одном: чтобы выйти из кризиса, надо признать его наличие.
Есть два пути. Первый - перекраивание современной церковной жизни под всецелое исполнение древних канонов. Второй - перекраивание церковной жизни ради её подгонки под современное гражданское законодательство. Оба пути ведут в тупик.
У Церкви и в самом деле должно быть своё право.
Но при выработке его всматриваться желательно не в древние сборники канонов, а в Евангелие.