Виртуальные голосовые помощники, такие как Алиса или Siri были не всегда.
Сначала появились они - виртуальные собеседники, или чатботы - программы, которые общаются с пользователем на его языке и выполняют различные задачи.
Чатботы используют машинное обучение для выявления моделей общения. Благодаря постоянному взаимодействию с людьми они учатся подражать реальному общению и реагируют на устные или письменные вопросы, помогая найти ответы. Поскольку чатботы используют искусственный интеллект, то они понимают язык, а не просто команды. Таким образом, после каждого диалога они умнеют.
История виртуальных собеседников насчитывает несколько десятилетий.
Первым виртуальным собеседником была программа Элиза, которую создал Джозеф Вейзенбаум в 1966 году. Она имитировала беседу с психотерапевтом, реагировала на ключевые слова, и затем задавала вопросы с учётом их.
На примере Элизы удобно рассмотреть принцип работы виртуальных собеседников в целом: программа реагирует на ключевые слова или словосочетания и далее, в зависимости от назначения, предпринимает какое-то действие либо задает вопрос.
В 1972 г психиатром Кеннетом Колбайтом была создана программа Пэрри (Parry), которая пыталась моделировать речь психически больного. Этот чатбот мог имитировать речь параноидального шизофреника и часто выдавал себя за пациента. Примечательно, что Элиза и Пэрри встречались не раз между собой.
Следующей важной вехой в развитии смарт-ботов стала программа A.L.I.C.E. (Artificial Linguistic Internet Computer Entity). Программа могла обработать естественную речь пользователя и вести полноценный разговор. Тест Тьюринга она не прошла, но была неоднократно признана самым «человечным» ботом среди уже существующих.
В 2001 году появился бот Smarterchild, который доказал, что люди действительно любят общаться с умной машиной с характером, которая может дать дельные советы. Именно создание этого бота связывают с появлением Siri в дальнейшем.
В 2006 году IBM принялась за разработку чатбота Watson, способного обрабатывать естественный язык и обучаться в процессе общения.
Он мог мгновенно ответить на любой вопрос, например, какой курс валют на сегодня.
Предполагается, что идеальный виртуальный собеседник должен пройти тест Тьюринга, который предполагает общение человека с компьютером в течение 5 минут. Если компьютерной программе удаётся ввести в заблуждение более 30% собеседников, то тест считается пройденным. Пока ни одна программа не смогла пройти тест.
Среди программ-собеседников проводились ежегодные конкурсы. Один из самых известных — конкурс Лебнера. В нем соревновались в прохождении теста Тьюринга. Наиболее «человечной», по мнению судей, вручалась премия в 2000 долларов. С 2020 года премия не проводится. Кстати, виртуальный собеседник A.L.I.C.E три раза становилась победителем премии.
В 2010-е годы стали активно развиваться мессенджеры - лучшая среда для использования чатботов. Мессенджеры оказались серьезными конкурентами другим мобильным приложениям: только в России ими пользуется более 60 миллионов человек, и это число только растет.
Чатботы можно разделить на 3 группы - по обучаемости (необучаемые, с машинным обучением), по платформе внедрения (мессенджеры, мобильные приложения, поисковые системы), по функционалу (сервис-боты, боты-консультанты)
С того момента, когда Apple запустила Siri, количество виртуальных помощников выросло. Siri стала первым персональным помощником, который говорил на русском языке. Компания Google выпустила Google Now в 2012 году (его преемник - Google Assistant появился в 2016 году). В 2014 году были выпущены Microsoft Cortana и Amazon Alexa, а в 2017 году «Яндекс» выпустил русскоязычного голосового помощника «Алиса». Подробнее о каждом из них можно прочитать в нашей статье.
История развития виртуальных собеседников только на первый взгляд кажется скучной. На самом деле она приближает нас к фантастике и фильмам об оживших роботах и происходит здесь и сейчас.