Обращение с ребёнком как со взрослым — любимый приём «правильного» воспитания наших родителей.
Типичная мотивация:
«Чем раньше будет сформирована личность — тем лучше!»
«Закалим характер!»
«Научим встречать тяжести жизни и преодолевать их уже в восемь лет!»
Однако каждый период взросления ребенка имеет свои тонкости.
Попробую описать на примере.
Берем жеребёнка. Он ещё мал.
Если посадить на него даже 3-летнего наездника или небольшой мешок картошки — позвоночник жеребёнка деформируется, и лошадь вырастет инвалидом.
Нагружать кости спины этого животного нельзя до определенного возраста лошади. Даже на минутку.
Так же у человеческого детёныша есть периоды, когда нагружать его «взрослыми делами» чревато последствиями.
Будете давать ему в 5 лет носить тяжести — он получит грыжу, проблемы с позвоночником и много другое, от чего будет лечиться всю жизнь.
Будете общаться с ним в 7 лет, как с 20 летним — он быстро психологически перепрыгнет весь период детства.
Чем это плохо?
Во-первых, происходит«расщепление» психики на две части.
Одна часть, в которой и собраны все детские переживания беспомощности, зависимости, тревоги, отчаяния, «замораживается», зато гипертрофированно вырастает другая часть: псевдо-взрослая, контролирующая, ответственная за весь мир и направленная решать взрослые проблемы.
Но поскольку невозможно заморозить одни чувства, не заморозив другие, страдает вся «детская», чувствующая часть.
Такие люди часто выглядят «очень взрослыми» или как будто застывшими с определённой маской на лице. Нередко, кстати, это маска «позитива».
Во-вторых, ребенок начинает сравнивать себя с родителем, и видит, что явно проигрывает на фоне его.
Но раз родитель относится к ребенку как к равному, то и результаты, по версии ребенка, должны быть идентичны, а их нет.
В результате он вырастет с ощущением, что недостаточно хорош для этого мира, что он мало старался, что он не справляется.
Он будет стараться снова и снова, убегая от отчаяния и безвыходности. Каждый раз он будет сталкиваться с тем, что не справляется.
От этого много вины и усталости.
Так, пытаясь догнать маму и папу по КПД, ребенок упускает усвоение того, что ему необходимо как ребенку: пробовать новое, учиться отслеживать свои желания и отделять их от родительских, копить собственный опыт.
Вместо этого он просто выполняет функции взрослого:
работает ежедневной нянькой для младшего, постигает азы починки неинтересных ему вещей, несет ответственность за жизнь животного, которого не просил.
В-третьих, ему очень тяжело будет избавиться от повышенного внимания к другим людям и чрезмерного контроля.
Это то, чему он научился очень хорошо в детстве.
И это будет мешать ему в отношениях ощущать себя, заботиться о своих потребностях, выстраивать границы.
Ещё это будет мешать другим людям в отношениях с таким «повзрослевшим ребёнком».
Тут партнёр либо будет инфантилизироваться ( перекладывать всю ответственность на контролирующую «маму»), либо будет испытывать много злости и уходить из таких отношений.
Наконец, раннее вхождение во взрослую жизнь является для не окрепшей детской психики сильным стрессом.
Отсюда многие болезни — как неврологические, так и те, которым раньше было подвержено только старшее поколение.
Темп жизни столь стремителен, что родители все меньше времени проводят с детьми.
Семья не обеспечивает ребенку защиту и поддержку, никто не ограждает его от травмирующей информации.
С приходом больших проблем маленькая жизнь наполняется тревожностью и страхом слишком рано, чтобы это прошло незаметно.
Эллина Шемет.