Найти тему

Чем опасно раннее взросление?

Оглавление

Обращение с ребёнком как со взрослым — любимый приём «правильного» воспитания наших родителей.

Типичная мотивация:

«Чем раньше будет сформирована личность — тем лучше!»

«Закалим характер!»

«Научим встречать тяжести жизни и преодолевать их уже в восемь лет!»

Однако каждый период взросления ребенка имеет свои тонкости.

Попробую описать на примере.


Берем жеребёнка. Он ещё мал.

Если посадить на него даже 3-летнего наездника или небольшой мешок картошки — позвоночник жеребёнка деформируется, и лошадь вырастет инвалидом.

Нагружать кости спины этого животного нельзя до определенного возраста лошади. Даже на минутку.

Так же у человеческого детёныша есть периоды, когда нагружать его «взрослыми делами» чревато последствиями.

Будете давать ему в 5 лет носить тяжести — он получит грыжу, проблемы с позвоночником и много другое, от чего будет лечиться всю жизнь.

Будете общаться с ним в 7 лет, как с 20 летним — он быстро психологически перепрыгнет весь период детства.

Чем это плохо?

Во-первых, происходит«расщепление» психики на две части.


Одна часть, в которой и собраны все детские переживания беспомощности, зависимости, тревоги, отчаяния, «замораживается», зато гипертрофированно вырастает другая часть: псевдо-взрослая, контролирующая, ответственная за весь мир и направленная решать взрослые проблемы.

Но поскольку невозможно заморозить одни чувства, не заморозив другие, страдает вся «детская», чувствующая часть.

Такие люди часто выглядят «очень взрослыми» или как будто застывшими с определённой маской на лице. Нередко, кстати, это маска «позитива».

Во-вторых, ребенок начинает сравнивать себя с родителем, и видит, что явно проигрывает на фоне его.


Но раз родитель относится к ребенку как к равному, то и результаты, по версии ребенка, должны быть идентичны, а их нет.

В результате он вырастет с ощущением, что недостаточно хорош для этого мира, что он мало старался, что он не справляется.

Он будет стараться снова и снова, убегая от отчаяния и безвыходности. Каждый раз он будет сталкиваться с тем, что не справляется.

От этого много вины и усталости.

Так, пытаясь догнать маму и папу по КПД, ребенок упускает усвоение того, что ему необходимо как ребенку: пробовать новое, учиться отслеживать свои желания и отделять их от родительских, копить собственный опыт.

Вместо этого он просто выполняет функции взрослого:

работает ежедневной нянькой для младшего, постигает азы починки неинтересных ему вещей, несет ответственность за жизнь животного, которого не просил.

В-третьих, ему очень тяжело будет избавиться от повышенного внимания к другим людям и чрезмерного контроля.


Это то, чему он научился очень хорошо в детстве.

И это будет мешать ему в отношениях ощущать себя, заботиться о своих потребностях, выстраивать границы.

Ещё это будет мешать другим людям в отношениях с таким «повзрослевшим ребёнком».

Тут партнёр либо будет инфантилизироваться ( перекладывать всю ответственность на контролирующую «маму»), либо будет испытывать много злости и уходить из таких отношений.

Наконец, раннее вхождение во взрослую жизнь является для не окрепшей детской психики сильным стрессом.

Отсюда многие болезни — как неврологические, так и те, которым раньше было подвержено только старшее поколение.

Темп жизни столь стремителен, что родители все меньше времени проводят с детьми.

Семья не обеспечивает ребенку защиту и поддержку, никто не ограждает его от травмирующей информации.

С приходом больших проблем маленькая жизнь наполняется тревожностью и страхом слишком рано, чтобы это прошло незаметно.

Эллина Шемет.