Выборг. Вместо прогулок по старинным улочкам, посиделок в кафе на солнышке и кофе с ароматным крендельком, мы поперлись в крепость. И не на башню «святого Фофлафа», а в музей. В отдел «Древняя Карелия».
Реакция нормального человека на музейные экспонаты
Похоже на поломанный кирпич, правда? Просто серый от древности. На любой стройке таких. Мы культурные леди, но я недавно и не полностью, поэтому рассказываю свою нормальную человеческую реакцию.
- ох, ах, это же гребано-дырчатая керамика! смотри!
- да вижу я что горшок, вон нарисовано
- …
- Хорошо. «У! Древний горшок». Все? Я культурно?
- ….
«УУ! древние осколки».
- …..!!
- Не? Ладно, усложняем. «УУУУУУ!! Древние… Какие древние люди.. Как они поломали горшок, ай молодцы! шедевр!!!» все? Можно дальше идти?
Жили и хрен с ними. Были у них горшки и пуговицы. И времени до одури, чтобы всякой ерундой заниматься. Пошли дальше, тут помойка одна на полочках лежит. Древняя.
Почему это круто и дорого
«Петербург – культурная столица, есть где время провести, на что посмотреть. Рядом Выборг – маленький милый город с приятными улочками, его все обожают. Выборг старее Питера, это прелестно»
Про то, что Петербург культурная столица - мое любимое. Я его очень люблю, но это тот еще жулик. Так ловко выдать себя за европейца, будучи сначала морозилкой, а потом болотом – уметь надо. Всей нашей истории 319 годиков. Просто с 1703 года за пару столетий склепали целый город из лучшего, что было в Европе, разложили по линеечкам плана.
Получился красивый каталог, целым городом. У нас нет клубка запутанных улиц, как у тех, кто рос естественным путем: домик за домиком, где придется, с перерывами на войну, чуму и пожары. Мы красивые сразу, слава статусу имперской столицы. Собрали аристократов, велели селиться, строиться и шиковать, обросли историческими событиями и культурным контекстом. Петербург – прекрасный город, наслаждаться, правда, есть чем. Это если не копать. А если копать – культурного слоя на рыбий мех.
В Питере нет этнографического музея, потому что нечего туда положить: вся история – с 18 века, глубже копнешь и все. Так что, пока где-то бегали косматые голыши в меховых памперсах, колотили мамонтов и били горшки, Петербург был морозилкой для пельменей. Ледовая кора, шириной в 1 км настаивалась десятками тысяч лет. Только 12 000 лет ледник растаял. Но Питер еще долго держался, так что ничего раньше 8-9 века тут не найти. А потом, у древних была манера селиться по рекам. А Неве всего 4 000 лет. Так что в плане «истории, уходящей вглубь веков» ….
Все, что угодно круче Петербурга: все, что старше 300 лет, где есть археологические раскопки и этнографический музей.
Справочка: Керчь более 2500 лет, Дербент более 2000 лет, Старая Ладога: 1250 лет, Великий Новгород 1158 лет, Ростов Великий 1155 лет, Муром 1155 лет, Смоленск: 1154 года, Псков 1114 лет, Брянск 1032 года, Владимир 1027 лет. Выборг: основан в 1293 году (13 век). С точки зрения роскоши, он на 5 веков круче «культурной столицы».
В России есть регионы, в которых древним ценностям 30-50 тысяч лет (!) Вот это по-настоящему роскошно и дорого. Намного больше, чем Питер.
А теперь про историю пыльного камня с дырочками.
В археологии называют «культурой» все, что выкопали во всех местах и все вещички как-то странно похожи. По датировке можно определить в какой период времени они закопались. Вещи с дырочками раскопали на очень большой территории, по всей России и даже в Китае и Корее. Все похожи. Ямочно-гребенчатая культура называется так, потому что на предметах ямочки и полосочки грабельками нарисовали. У всех линии и ямки.
Это каменный век, эпоха неолита. Живут вот такие косматые носатики: события есть, а передать нечем. Они же дикие и недоразвитые: ни азбуки, ни письменности. А как передать смысл, если буквы еще не подвезли?
Чтобы информацию передавать, нужны символы. Орнамент – это символы «до букв», они тоже рассказывают истории. Это не просто так для красоты понатыкано, это шифр и кодированное послание. Как кусок записочки.
Радостно узнавать, что этот конкретный кусочек – часть целого, и я сейчас не про горшок. Мне вот очень радостно, что этот кусочек в Выборге – это и про моих Пермяков любимых: «смотри, смотри – это как в Перми! А вот этот – для моих тетушек в Архангельской области «Смотрите! Вот здорово!»
И это общее – не только в России, такие узоры и одни и те же символы встречаются на всех континентах планеты! Кстати, не только на горшках. Есть еще лошадки и мадам в крапинку. Палеолитическое искусство состоит из 3 элементов: изображения людей и зверей, орнамент и знаки.
Канадский палеоантрополог Женевьева фон Петцингер собрала базу из 367 образцов искусства верхнего палеолита, обследуя пещеры и предметы с геометрическими узорами (керамика, фигурки, украшения, клыки) от Испании до Урала. Исследование этой базы выявило 32 типа «знаков».
Код, скрытый в орнаментах – это корень человеческого творчества.
Так что радость от обломка горшка – именно в дырочках. Они часть системы знаков, это как кусочек записки и почерк родной. Радуешься, что есть вот такая разновидность (они все разные). Удивляешься, что ура, в Ленобласти не так проморозило и приходили голыши в памперсах, прыгали и охотились тут за оленями. И это не 9 век, это 5 тысяч лет назад. Ну круто же! Как будто они тут бегали и придумывали как записать, то что увидят. Придумали азбуку, долго ей пользовались. А потом взяли и закончились. А ты теперь гадай, что все это значит.
Вот, например, «азбука» узоров из керамики Прикамья (Урал).
А это попытка угадать смысли в сунгирской лошадке. Один ненаучный мистер очень подробно показал, что тут значат точечки и изгибы. Я не уверена, что так оно и есть. Но его игра в смысл мне нравится. А как на самом деле – не знаю. Но уже здорово, что есть обсуждаемый предмет и с древностью связан. Из такой лошадки можно делать мерч.
Что со всем этим можно делать?
Можно, конечно, утилитарно использовать. Делать керамику. Керамика ручной работы, идеальной эстетики, никакого древнего ретро на снимках – в современном лофт окружении, в современной стилистике, как Старбакс.
Рассказать о том, почему такой узор, собрать свои фирменные наборы паттернов. В мире роскоши Missoni за счет фирменного узора и вышли в мир роскоши. Что еще: ограничить тираж по количеству штук в год. Сделать их номерными, максимально усовершенствовать качество в деталях. Конечно, продвигать. Блогеров, селебрити, с такой кружкой в руке. Не жадобить на упаковке: за пример взять Louis Vuitton. Продвигать – через digital, то есть на весь мир, как исключительную редкость.
Прелесть в том, что связь с историей и культурой и достаточное обоснование (и честное выполнение по правилам роскоши): позволяет держать наценку выше кружек в сувенирной лавке. И развить бренд.