Найти в Дзене

Страдающий романтик Вертер - последняя роль Лемешева на оперной сцене

Ещё до войны Лемешев включал в свой концертный репертуар изумительную "Арию Вертера" из одноименной оперы Ж. Массне. В свое время ее очень проникновенно исполнял великий Собинов, кумир Сергея Яковлевича. Певец неоднократно записывал арию "О не буди меня,дыхание весны..." на пластинки. Он всегда мечтал сыграть возвышенный образ героя Гёте на сцене, однако эта камерная опера уже не входила в то время в репертуар Большого театра. В голове продолжали звучать слова его консерваторского наставника , профессора Назария Райского: "Серёжа, пой Вертера, пока молодой". А годы всё шли... Наконец в 1957 году сам Лемешев предлагает себя дирекции ГАБТ в качестве режиссера-постановщика «Вертера» . Это был последний шанс воплотить свою мечту в жизнь – артисту уже исполнилось 55 лет. По счастью, возражений не последовало - спектакль был включен в репертуарный план Филиала Большого театра. У Сергея Яковлевича к тому времени уже имелся успешный опыт режиссерской работы: в 1951 году он поставил в Ленинг

Ещё до войны Лемешев включал в свой концертный репертуар изумительную "Арию Вертера" из одноименной оперы Ж. Массне. В свое время ее очень проникновенно исполнял великий Собинов, кумир Сергея Яковлевича. Певец неоднократно записывал арию "О не буди меня,дыхание весны..." на пластинки. Он всегда мечтал сыграть возвышенный образ героя Гёте на сцене, однако эта камерная опера уже не входила в то время в репертуар Большого театра. В голове продолжали звучать слова его консерваторского наставника , профессора Назария Райского: "Серёжа, пой Вертера, пока молодой". А годы всё шли... Наконец в 1957 году сам Лемешев предлагает себя дирекции ГАБТ в качестве режиссера-постановщика «Вертера» . Это был последний шанс воплотить свою мечту в жизнь – артисту уже исполнилось 55 лет. По счастью, возражений не последовало - спектакль был включен в репертуарный план Филиала Большого театра.

У Сергея Яковлевича к тому времени уже имелся успешный опыт режиссерской работы: в 1951 году он поставил в Ленинградском Малом оперном театре "Травиату". Как вспоминал Сергей Яковлевич, "в спектакле не было эффекта внешней новизны, но, как говорят, была искренность, теплота и правда человеческих отношений." И конечно, все сценическое поведение артистов вытекало из великой музыки Верди. Для Лемешева -режиссёра это было принципиально: начиная с самых первых своих шагов на оперной сцене и вплоть до последних лет жизни он упорно отстаивал принцип, что в оперном спектакле на первом месте всегда стоит музыка. Он выступал против тех режиссеров, для которых опера, как жанр, была промежуточным видом между музыкой и драматическим театром и поэтому чем-то неполноценным. И они всячески пытались ее "оживить", нагромождая мизансцены, устраивая на сцене настоящий хаос, мешающий артистам заниматься тем, ради чего, собственно говоря, они и вышли на эту сцену - петь. Лемешев считал, что "это происходит от непонимания, что в театральной музыке, какой является подлинная опера, уже заключен свой внутренний динамизм, действительность и движение, которое не нуждается в сценической иллюстрации".

И вот теперь Лемешев решился взять на себя двойную задачу: не только впервые для себя в солидном для тенора возрасте, спеть такую трудную, драматичную партию, каким был Вертер, но еще и самому поставить спектакль и вынести его на суд искушенной столичной публики. Как камерная опера, "Вертер" Массне держится, прежде всего, на исполнителях главных ролей, поэтому особое внимание Лемешев- режиссер уделил отбору молодых солистов,которые были разделены на два состава (тенор Антон Григорьев должен быть "дублером" самого Сергея Яковлевича в партии Вертера, а своей Шарлоттой он сделал Киру Леонову и начинающую тогда свою карьеру в Большом Ирину Архипову) и приступил к детальному анализу и проработке вокальных партий с каждым из них.

Антон Григорьев - Вертер и режиссер спектакля С.Я. Лемешев на поклонах. 1957 г. ГАБТ.
Антон Григорьев - Вертер и режиссер спектакля С.Я. Лемешев на поклонах. 1957 г. ГАБТ.

Антон Григорьев позже вспоминал слова Лемешева о том, что каждый такт чудесной музыки Массне должен быть наполнен ароматом любви Вертера и Шарлотты. И конечно, будучи учеником студии Станиславского, Сергей Яковлевич большое внимание уделял и нахождению "зерна" каждого сценического образа, его психологии, мотивации. Это был поистине бесценный мастер-класс, который давал великий Премьер Большого театра новому поколению артистов. Солистка ГАБТ Кира Леонова называла работу с Лемешевым над ролью Шарлотты одним из самых ярких воспоминаний своей творческой жизни. Ирине Архиповой довелось сыграть всего два спектакля в паре с Сергеем Яковлевичем (она была слишком высокого роста для него), но и для нее эти моменты остались незабываемыми.

После премьеры "Вертера". Творческий коллектив оперы. В центре: Шарлотта - Кира Леонова и Вертер - Сергей Лемешев. Крайний слева - Антон Григорьев. Филиал ГАБТ, 1957 г.
После премьеры "Вертера". Творческий коллектив оперы. В центре: Шарлотта - Кира Леонова и Вертер - Сергей Лемешев. Крайний слева - Антон Григорьев. Филиал ГАБТ, 1957 г.

Но конечно же, постановкой "Вертера" Лемешев прежде всего достиг своей главной цели. Как исполнитель, он получил творческую свободу создать и спеть образ романтического героя Гёте именно так, как мечтал всю свою сценическую жизнь. "Зерно" образа Вертера артист видел в "трагизме одиночества, порождённого разладом с окружающим его тесным, душным миром, в котором восторженная любовь к Шарлотте является единственным прибежищем" . Все чувства Вертера все время на пределе, его высказывания взволнованны и колеблются от восторга до отчаяния, достигая в конце глубочайшего трагизма. Это требует от певца и полноты звука, и драматизма на mezzo-voce в последней сцене смерти героя. Со всеми этими вызовами Лемешев справился блестяще. Наиболее точно и полно об образе Вертера, созданном Сергеем Яковлевичем, высказался всемирно известный дирижер Владимир Федосеев, работавший и друживший с великим певцом в последние годы его жизни: "Сколько разных теноров переслушал я, со сколькими только ни работал! Самый точный Вертер, самый французский Вертер, самый всеобщий Вертер был русский Лемешев. И пел он его не голосом, а сердцем, интуицией гениального художника." В этом вы можете убедиться сами, прослушав отрывки из оперы, представленные в моём видео-ролике ниже:

Образ Вертера стал последней, заново созданной работой Сергея Лемешева в Большом театре. С большим успехом спектакль шёл в филиале ГАБТ вплоть до его закрытия в 1960 году. Работа Лемешева - режиссера была признана удачной: в 1964 г. «Вертер» в его режиссуре был восстановлен на основной сцене театра. Шарлотту в нем пела Ирина Архипова.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Предыдущая глава:

Как Сергей Лемешев царствовал в опере Обера"Фра-Дьяволо".
Лемешев. Золотой голос России8 сентября 2022

©Лемешев. Золотой голос России

Все права защищены. Копирование материалов без указания источника запрещается.