Александр Андреевич Иванов (1806-1858) автор знаменитого полотна «Явление Христа народу» отдал двадцать лет своей жизни на написание этого грандиозного художественного полотна.
Личность художника Иванова уникальна - это редкий для русской живописи того времени пример серьезнейшего отношения к своей миссии творца.
С одиннадцати лет Александр Иванов учился живописи в Императорской Академии художеств.
За успехи в рисовании, в разные годы, был награжден серебряной и золотыми медалями, и отправлен в Италию на четырехлетнюю стажировку.
Стажировка затянулась на тридцать три года.
Картину «Явление Христа народу» Иванов задумывает в Риме, куда он прибыл в 1830 году в качестве пенсионера Петербургской Академии художеств.
Картина написана художником в период 1837-1857 гг.
В 1858 году картина была показана в Зимнем дворце императору Александру II, а затем выставлена в Императорской Академии художеств.
В ожидании решения императора о судьбе картины Александр Иванович заболел холерой и скончался, художник не узнал, что император решил приобрести картину за 15 тыс. серебром и наградил Иванова орденом Святого Владимира.
В Русском музее хранится большой эскиз картины Александра Иванова «Явление Христа народу». Изначально художник планировал делать холст именно такого размера — около двух с половиной на полтора метра.
Но затем Иванов пришёл к ещё более масштабному формату: размер финального варианта, который хранится в Третьяковской галерее в Москве, составляет 7,5 на 5,4 метра.
О Александре Андреевиче Иванове можно с уверенностью сказать, что он не только великий русский художник, но и мыслитель, философ, а также создатель истинных шедевров среди которых и многочисленные эскизы на библейские сюжеты.
О чем эта картина?
Иванов не взял сюжет картины как говорится «с потолка».
Он взят из Священного писания, из первой главы Евангелия от Иоанна.
На полотне мы видим явление Миссии, явление Спасителя народу которому проповедует Иоанн Креститель.
Почему Иванову был интересен именно этот библейский сюжет?
Если вдуматься в историю человечества, в историю становления Христианства как религии, именно этот момент, изображенный на картине Иванова в становлении христианства является переломным.
Иоанн Креститель указывает людям на приближающегося Христа.
Это невероятно важное событие, которое разделило историю христианского мира на «до» и «после».
Иванов в поисках сюжета для своей картины сознательно искал тему, которую до него никто не брался исполнить.
Если посмотреть на мировое искусство чаще всего встречаются сюжеты, связанные с проповедью Иоанна Крестителя или с крещением самого Иисуса Христа.
Многие величайшие художники находили совершенно замечательные художественные образы, формы, для выражения своих замыслов.
Но все они были в форме уже сложившейся иконографии, Александр Андреевич хотел найти сюжет, который до него ни разу не был воплощен на полотне.
Основная мысль Иванова это личное предстояние человека в столь важный момент перед Спасителем.
Его личная готовность, реакция на неожиданное появление Спасителя перед народом.
В общем замысле картины и во всех персонажах чувствуется некая скованность, мешающая выпрямит спину, художник старается показать, как через свое физическое состояние, через свою человеческую природу каждая личность должна открыться Спасителю.
Смотря на картину поражается тому, с каким мастерством художник проработал детали. Насколько реалистичны позы и жесты персонажей.
В своих первых композиционных набросках Иванов располагал Христа среди людей, принимаемых крещение, рядом с Иоанном Крестителем, потом он поместил Христа в некотором отдалении, и этот художественный прием в отдалении Спасителя как раз и сосредотачивает внимание зрителя на образе Христа несмотря на то, что его образ расположен в отдалении, на заднем плане полотна.
Художником прекрасно выделен момент появления Христа.
Несмотря на то, что главным персонажем картины является Христос, композиционно в картине выделена фигура Иоанна Крестителя.
Он яркий проповедник и поборник веры, и всю его силу, энергию Иванов и показывает в фигуре Иоанна Крестителя, держащего в руке крест.
Прототипом для этого образа послужил образ Иоанна Крестителя с картины Рафаэля «Мадонна Фалиньо» находящейся в собрании Ватикана.
За Иоанном Крестителем мы видим группу людей, рядом с ним находится молодой юноша – это Иоанн Богослов.
Рядом фигура старца, мудрого, седобородого, человека, убежденного в выбранной вере и готового идти с этой верой до конца – это апостол Андрей.
Между Иоанном Богословом и апостолом Андреем расположен так называемый «прислушивающейся» на его лице некоторое недоверие
А следующий персонаж в зеленом хитоне «сомневающейся», у него опущены глаза, закрытый жест, руки спрятаны в рукава.
Завершает эту группу старик и мальчик, выходящие из воды, которые внимают проповеди Иоанна Крестителя.
Если обратить внимание на правую сторону полотна, то на ней как в зеркальном отражении паре старика и юноши выходящих из воды изображены фигуры так называемые «дрожащие».
Это мужчина средних лет и рядом с ним мальчик.
Почему «дрожащие»?
Они конечно дрожат от холода, они только что вышли из воды, но Иванов через дрожание этих людей пытается передать внутренний трепет, волнение и Страх Божий, осознание человеческой греховности.
Обнаженные фигуры свидетельствуют не только о том, что происходит обряд крещения, но и о том, что Господь застает людей в их "обнаженном" состоянии, ему известно о них все…
Ниже на переднем плане мы видим двух персонажей, мужчина принявший крещение сидит спиной к нам, он богат, рядом с ним расположен его раб.
Раб расположен таким образом, что он не видит Христа, он роется в одежде господина, он прислушивается к словам Иоанна Крестителя и Иванову нужно было показать в облике забитого раба пробуждение, просветление, надежду …
На полотне изображены и люди, не принимающие Христа- это те, кто держится Ветхозаветного закона.
Но самое главное, стоя перед картиной мы может и не понимаем, но и мы являемся персонажами этого полотна, стоя перед ним мы включены в сюжет происходящего события и стоим перед выбором принятия Господа или отрицание его…