Средний балл ЕГЭ в России предложили больше не воспринимать как критерий эффективности школ. Однако других объективных критериев для составления рейтингов сейчас нет. Примут ли такое предложение, и что теперь делать школам и их ученикам — в материале «Ямал-Медиа».
ЕГЭ не показатель
Средний балл Единого госэкзамена как критерий эффективной работы школ предложил отметить первый заместитель председателя комитета Госдумы по науке и высшему образованию Александр Мажуга. Он уточнил, что соответствующий законопроект хочет представить на обсуждение парламентариям уже этой осенью.
По мнению Мажуги, нынешняя ситуация не дает действительно объективной картины. Учителям в погоне за высокими баллами просто приходится подталкивать учащихся к сдаче более простых предметов, чтобы таким образом искусственно завысить рейтинг школы.
«Например, у нас уже на протяжении многих лет самым популярным предметом, который можно сдавать по выбору, является обществознание. Понятно, что совладать с ним куда проще, чем с той же физикой или химией. Но это ведет к тому, что у нас сокращается приток абитуриентов на инженерно-технические специальности», — привели цитату зампреда «Известия».
По мнению Мажуги, здравой альтернативой нынешней системы оценки был бы подсчет того, сколько выпускников сдают ЕГЭ по техническим специальностям, сколько — по гуманитарным, а также сколько и как успешно дети участвуют в олимпиадах и творческих конкурсах.
У ЕГЭ слишком много минусов
Руководитель Центра мониторинга и статистики образования Марк Агранович в разговоре с «Ямал-Медиа» отметил, что то, что ребята сдают более легкие предметы, это не главный аргумент против оценки школ по среднему баллу ЕГЭ.
«Средний балл ЕГЭ вообще малоинформативный показатель, он ничего не говорит о том, как [учебный процесс] складывался в этой школе, сколько там двоечников, сколько отличников, насколько больше внимания к отстающим и так далее», — пояснил Агранович.
Фото: Monkey Business Images/Shutterstock
Собеседник «Ямал-Медиа» подчеркнул, что помимо прочего, гонка за высоким средним баллом ЕГЭ вынуждает администрацию школ становиться жестче к ученикам. Директора могут начать поощрять наказания, выдавливать слабых учеников, либо заставлять учителей механически натаскивать детей на сдачу тестов.
«Я поддерживаю абсолютно эту инициативу, потому, что действительно оценка по среднему баллу ЕГЭ мне представляется вредной для образования», — заключил Агранович.
Выбор за учеником
Директор «Обдорской гимназии» Игорь Овсяник в комментарии «Ямал-Медиа, напротив, отказался поддерживать предложение Мажуги. Он заявил, что школа не может заставить ученика выбрать наиболее легкий предмет, потому что дисциплины для сдачи экзамена дети выбирают заранее, когда определяются со специальностью.
Каждый ребенок в принципе выбирает не легкие экзамены, а те, которые нужны для поступления. 70-80% выпускников все-таки уже определяются к последнему году обучения в школе или гимназии, и поэтому говорить, что они ищут какие-то легкие пути, нельзя.
Игорь Овсяникдиректор «Обдорской гимназии».
По мнению Овсяника, предложение Мажуги оценивать школы по количеству ребят, поступивших на технические специальности, тоже вызывает много критики.
«Я против, не должны быть рамок, в которые нужно загонять детей. Ну что, будем теперь на-ура загонять детей на технические олимпиады? Есть другие способы, чтобы мотивировать ребят на получение нужных в нашей стране специальностей. Главное, чтобы сами дети понимали, что есть потребность [в специалистах], что они будут на хорошем счету. Что работа будет хорошо оплачена, что, может быть, предоставят жилье. А так опять какие-то рамки будут школам устанавливать», — пояснил Овсяник.
На Ямале дети в этом году, отметил собеседник «Ямал-Медиа» довольно часто выбирали для сдачи ЕГЭ физику. Кроме того, в топе популярных дисциплин также были традиционные обществознание и английский язык.
Самые актуальные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».