Данная программа утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 304 (В редакции, введенной в действие 1 января 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2021 года N1766)
В Программе указано, что “Развитие высокотехнологичной судостроительной отрасли обеспечивается разработкой новых технологий и проектов гражданской морской техники и техники для освоения шельфовых месторождений.
Помимо этого, реализация в рамках государственной программы комплекса мер поддержки направлена на стимулирование спроса на продукцию отечественного судостроения, в том числе с учетом требований локализации производства продукции на территории Российской Федерации.”
Целью программы: является достижение принципиального улучшения стратегической конкурентной позиции судостроения России в мире и обеспечение возможности полного удовлетворения потребностей государства и отечественного бизнеса в современной продукции судостроения.
Задачи программы:
- создание опережающего научно-технического задела и технологий, необходимых для создания перспективной морской и речной техники;
- укрепление и развитие научного, проектно-конструкторского и производственного потенциала отрасли;
- обеспечение безусловного выполнения государственного оборонного заказа и текущей государственной программы вооружения;
- развитие кадрового потенциала судостроительной промышленности и закрепление его в организациях отрасли;
- обеспечение эффективности работы отрасли и инвестиционной привлекательности отечественного судостроения, включая достижение уровня передовых стран по качеству судостроительной продукции.
Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений" (далее - государственная программа) определены Стратегией развития судостроительной промышленности на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2019 г. N 2553-р (далее - Стратегия).
Стратегия направлена на создание нового конкурентоспособного облика судостроительной промышленности Российской Федерации на основе развития научно-технического и кадрового потенциалов, оптимизации производственных мощностей, их модернизации и технического перевооружения, а также совершенствования нормативно-правовой базы для удовлетворения потребностей государства и иных заказчиков в современной продукции судостроительной отрасли.
Целью Стратегии является обеспечение создания современной продукции судостроения за счет достижения к 2035 году 80 процентов загрузки основных производственных фондов отрасли, повышения в 2,2 раза объема производства при одновременном росте в 2 раза производительности труда и повышения доли отечественной продукции в стоимости конечной гражданской продукции до 75 процентов.
По состоянию на март 2022 года, на крупнейших российских судостроительных предприятиях, входящих в реестр «Судостроение: верфи и проектные компании. Итоги 2021 года», продолжается строительство около 600 кораблей и судов. Суммарный объем строящихся и законтрактованных кораблей и судов превышает 3,2 трлн. руб., а совокупный тоннаж – более 7,4 млн тонн.
По оценкам INFOLine, сектор гособоронзаказа в наименьшей степени пострадает от введенных ограничения на поставки судового оборудования, так как доля импортного оборудования на строящихся военных кораблях незначительна, а переориентация на оборудование из Китая и Кореи произошла уже в период после 2014 года.
В 2022 году возможно сохранение уровня сдачи гражданских судов на уровне 2021 года – 50 судов, так как многие суда находятся в высокой степени готовности, и закупка ключевого иностранного оборудования осуществлена. При этом неизбежно сильно сдвинутся сроки строительства судов, планируемых к сдаче в 2023-2025 годах, так как замена СКО потребует перепроектирования и существенно увеличит стоимость.
ООО “Аквилон” принимает активное участие в реализации программы развития судостроения, поставляя свою продукцию на судоверфи и организуя электромонтажные работы на строящихся судах.