Как и зачем учили рисованию в XIX веке
Рисование было неотъемлемой частью образовательной программы в европейских аристократических семьях XIX века. Основной упор делался не на общее эстетическое воспитание, а на практическое освоение рисунка и живописи.
Для мальчиков уроки рисования использовались для обучения геометрии, архитектуре и пропорции. Однако мальчики часто бросали рисование во взрослом возрасте, если у них не было особого таланта или мотива для продолжения, а многие принцессы и королевы продолжали свои занятия рисованием.
В XIX веке рисование и художественные знания стали важной частью социальной культуры. Искусство было важной нейтральной темой для разговоров, универсальным языком, с помощью которого возможно преодолеть языковые барьеры. Кроме того, освоение рисунка давало возможность делать персонализированные подарки и сохранять дорогие сердцу впечатления.
Первые уроки для Дагмар
Мать юной принцессы, королева Луиза, увлекалась рисованием. Во дворце Амалиенборг – резиденции датской королевской семьи – собственные картины королевы Луизы висели в интерьерах, а их фотографии публиковали в еженедельных журналах.
Первые уроки рисования принцесса Дагмар получила от Генриха Бунцена — педагога своей матери. Датский пейзажист в обучении основной упор делал на практическое освоение рисунка и живописи. Занятия проходили два раза в неделю. Ученики рисовали отдельные предметы, отрабатывали целые композиции, копировали произведения мастеров.
Став невестой российского цесаревича Александра Александровича, в сентябре 1866 года Дагмар уплыла в Россию, взяв с собой альбомы с рисунками. Благодаря этому теперь мы можем увидеть, как постепенно в процессе обучения росло ее профессиональное мастерство.
Дагмар осталась признательна учителю рисования за его труд. И даже спустя шестнадцать лет после отъезда из Дании отправляла ему пенсию.
«Препровождены в Копенгаген, назначенные в пенсию бывшему учителю рисования Вашего Величества, профессору Бунцену, на 1882/3 год, считая с 28 октября/8 ноября 400р.»
Из Отчета по Собственной Ея Императорского Величества сумме за ноябрь месяц 1882 года (РГИА)
Став невестой российского цесаревича Александра Александровича, в сентябре 1866 года Дагмар уплыла в Россию, взяв с собой альбомы с рисунками. Благодаря этому теперь мы можем увидеть, как постепенно в процессе обучения росло ее профессиональное мастерство.
Дагмар осталась признательна учителю рисования за его труд. И даже спустя шестнадцать лет после отъезда из Дании отправляла ему пенсию.
«Препровождены в Копенгаген, назначенные в пенсию бывшему учителю рисования Вашего Величества, профессору Бунцену, на 1882/3 год, считая с 28 октября/8 ноября 400р.»
Из Отчета по Собственной Ея Императорского Величества сумме за ноябрь месяц 1882 года (РГИА)
Занятия живописью в России
После переезда в Россию Мария Федоровна продолжила рисовать. Мариниста Алексея Петровича Боголюбова определили ее наставником в искусстве. Позже цесаревна брала уроки также у акварелиста Луиджи Премацци и портретиста Ивана Макарова, прослушала курс истории искусства от Д.В. Григоровича и И.И. Горностаева.
А. П. Боголюбов считал, что занятия с ним были развлечением и имели целью правильное понимание искусства. Творчество великой княгини заключалось в копировании работ художников и иногда исполнении натюрмортов с натуры. В этой работе наставник отмечал у Марии Федоровны «замечательное терпение», превосходное зрение для написания мелочей и упорство в достижении желаемого результата.
«Отучить ее от копотной и аккуратной чистоты в работе я не сумел, ибо это было присуще ее натуре, но с удовольствием и без лести скажу, что она овладела колоритом и вкусом к краскам, марьяж которых понимала очень хорошо»
Из воспоминаний А.П. Боголюбова
Творчество и семья
Свои художественные работы Мария Федоровна чаще всего дарила близким. Эти картины занимали достойное место в интерьерах Аничкова дворца в Санкт-Петербурге, в котором они с супругом поселились после свадьбы. Здесь, например, долгие годы висела картина «Вид петергофского Коттеджа», написанная цесаревной Марией Федоровной.
«…выбор ее сюжетов меня всегда удивлял. Она осознавала очень хорошо, что с большим кругозором ей не справиться, а потому всегда делала уголки с ярко освещенною частью этюда в середине и темных по краям тонов. Все это говорит о ее врожденном вкусе и добром смысле»
Из воспоминаний А.П. Боголюбова
Августейшие родители прививали интерес к искусству и детям: они учились рисованию у художника К.В. Лемоха и могли вместе с матерью посещать художественные выставки.
«Между прочим, наш талант к рисованию мы унаследовали от своих близких. Мама рисовала карандашом и кистью в первые годы после замужества в 1866 году. Позже ей стало труднее выкраивать время для любимого занятия»
Из воспоминаний великой княжны Ольги Александровны
Вы можете увидеть больше художественных работ Марии Федоровны, а также узнать про приобретение ею предметов искусства на стендовой выставке ГМЗ «Петергоф» «Со “вкусом к краскам”. Императрица Мария Федоровна — художник и коллекционер».
Благодарим за помощь в подготовке материала куратора выставки «Со "вкусом к краскам". Императрица Мария Федоровна — художник и коллекционер» Светлану Пранцузову, специалиста по музейным исследованиям ГМЗ «Петергоф».