343,4K подписчиков

Психолог о фильме «Большие глаза»: созависимые отношения на примере Маргарет и Уолтера

752 прочитали

Вместе с семейным психологом разбираем драму Тима Бертона о судьбе реальной художницы.

   «Большие глаза», 2014 кадр из фильма
«Большие глаза», 2014 кадр из фильма

«Большие глаза» — самый необычный пункт в фильмографии режиссера Тима Бертона. Зрители и критики отметили необычайно глубокий психологизм, совсем не свойственный картинам режиссера, привыкшего дарить зрителям сказки. Интересно, что картина очень точно демонстрирует один из вариантов развития созависимых отношений, о чем нам расскажет психолог Ольга Романив .

   «Большие глаза», 2014 кадр из фильма
«Большие глаза», 2014 кадр из фильма

Основанный на реальных событиях биографический фильм начинается с того, что художница Маргарет Кин уходит от своего первого мужа и привозит дочь в Сан-Франциско, чтобы начать новую жизнь. Там она встречает Уолтера, который сам является начинающим художником, имеет талант к маркетингу и соблазняет Маргарет. Между ними завязывается роман. Маргарет рисует детей с огромными глазами, а Уолтер — парижские уличные пейзажи, но ни один из них не вписывается в тенденции богемного Сан-Франциско 1960-х годов, одержимого современным искусством. Галереи презирают их работы.

   «Большие глаза», 2014 кадр из фильма
«Большие глаза», 2014 кадр из фильма

Уолтер — талантливый болтун и прирожденный авантюрист. Он убеждает владельца местного джаз-клуба разрешить им двоим повесить свои картины вдоль коридора, ведущего к комнатам отдыха. Однажды вечером кто-то выражает восхищение одной из «большеглазых» картин, и Уолтер, стоя прямо там, присваивает себе заслугу за эту работу, надеясь, что это приведет к продаже. Сначала этот момент кажется безобидным, возможно, произошло недоразумение, но потом, когда работы Маргарет начинают раскупаться (а его полностью игнорируют), это происходит снова. Уолтер говорит жене, что она никому не интересна как творческая единица, что она не умеет себя рекламировать, что это не имеет значения, пока они вдвоем продолжают зарабатывать деньги. Маргарет относится к тому типу людей, которых такие логические аргументы заставляют сдаться. Она соглашается продолжить врать, хотя это делает ее несчастной.

   «Большие глаза», 2014 кадр из фильма
«Большие глаза», 2014 кадр из фильма

Уолтер Кин наслаждается своей ролью знаменитого художника. Он участвует в ток-шоу, открывает собственную галерею, пробивает себе дорогу к славе. Он придумывает нелепую историю о том, как провел время в Европе после войны, где его преследовала разруха, послужившая вдохновением. Тем временем Маргарет сидит в своей мастерской и создает новые работы, которые приносят им состояние, не имея возможности насладиться собственной славой. Маргарет Кин никогда бы не стала всемирно известной. Для этого ей нужен был Уолтер.

Бертон рассказывает историю уважительно, без суеты и фанфар, и, за исключением одной галлюцинаторной сцены в продуктовом магазине, когда каждый покупатель скорбно смотрит на Маргарет преувеличенными глазами, режиссер не манипулирует зрителем. Есть прерывистый закадровый голос, который произносит обозреватель сплетен, заинтересовавшийся Уолтером Кином, этот голос за кадром объясняет, что «в те времена женщины не бросали своих мужей просто так».

   «Большие глаза», 2014 кадр из фильма
«Большие глаза», 2014 кадр из фильма

Кристоф Вальц отлично вживается в роли амбициозных и циничных мужчин. Актер очарователен в роли мошенника, которым движут в первую очередь эгоистические мотивы. От него веет завистью и фальшью на протяжении всего фильма. И хотя между ним и Маргарет нарастает конфликт, они в чем-то очень похожи. Нечестность Уолтера — эмоциональное равновесие не только его жены, но и его собственное.

   «Большие глаза», 2014 кадр из фильма
«Большие глаза», 2014 кадр из фильма

Главной эмоцией в жизни персонажей становится страх, потому что все построено на шатком фундаменте лжи. Этот фундамент постоянно находится под угрозой, поскольку его разрушение пронизывает всю жизнь героев. Эти эмоции доминируют независимо от того, раскрыта ложь или нет. Нечестность — это яд, который может только навредить, даже если правда никогда не откроется. А она обязательно откроется.

В фильме «Большие глаза» есть феминистский подтекст, мысль о том, что у такой женщины, как Маргарет Кин, не хватало осознанности, чтобы понять, насколько она на самом деле доминирует над мужчиной, насколько она навязывает свою собственную беспомощность. Когда Уолтер говорит ей, что женское искусство никогда не будет продаваться так же хорошо, Маргарет это не нравится, но она соглашается. Она думает, что он, вероятно, прав. И он прав, пока она в это верит. Она находилась в очень одиноком положении, отгораживаясь от своих друзей и дочери. А Уолтер стал ее единственным проводником во внешний мир.