Найти в Дзене
Level One

«Шпили, колонны, резьба, лепнина арок, мостов и дворцов…»: Венеция Бродского

Поэт старался приезжать сюда каждый год на Рождество, посвящал городу множество стихов и нашел здесь последний покой. Отправимся вместе с Бродским в небольшое путешествие по Венеции 👇 «Сырая страна» Бродский приезжал в Венецию зимой почти каждый год, начиная с 1972 и до 1995. «На каждый собор, на каждую фреску смотришь довольно долго и пытаешься понять: что же тут произошло, что вызвало к жизни это чудо? Подобные чувства у меня особенно сильны в Италии, поскольку это колыбель цивилизации». Поэт останавливался в пансионе «Академия», который упоминал в своем первом венецианском стихотворении «Лагуна»: Три старухи с вязаньем в глубоких креслах
Толкуют в холле о муках крестных
Пансион «Академия» вместе со всей Вселенной
Плывет к Рождеству под рокот телевизора и там же читаем: Венецийских церквей, как сервизов чайных,
слышен звон в коробке из-под случайных жизней… Поэт называет Венецию «сырой страной», «тонущим городом», где «гондолу бьет о гнилые сваи», где «Рождество без снега, шаров и е
Оглавление

Поэт старался приезжать сюда каждый год на Рождество, посвящал городу множество стихов и нашел здесь последний покой. Отправимся вместе с Бродским в небольшое путешествие по Венеции 👇

«Сырая страна»

Иосиф Бродский в Венеции
Иосиф Бродский в Венеции

Бродский приезжал в Венецию зимой почти каждый год, начиная с 1972 и до 1995. «На каждый собор, на каждую фреску смотришь довольно долго и пытаешься понять: что же тут произошло, что вызвало к жизни это чудо? Подобные чувства у меня особенно сильны в Италии, поскольку это колыбель цивилизации».

Поэт останавливался в пансионе «Академия», который упоминал в своем первом венецианском стихотворении «Лагуна»:

Три старухи с вязаньем в глубоких креслах
Толкуют в холле о муках крестных
Пансион «Академия» вместе со всей Вселенной
Плывет к Рождеству под рокот телевизора

и там же читаем:

Венецийских церквей, как сервизов чайных,
слышен звон в коробке из-под случайных жизней…

Поэт называет Венецию «сырой страной», «тонущим городом», где «гондолу бьет о гнилые сваи», где «Рождество без снега, шаров и ели», где «Адриатика ночью восточным ветром канал наполняет, как ванну, с верхом».

«Набережная неисцелимых»

Иосиф Бродский в Венеции
Иосиф Бродский в Венеции

О Венеции Бродский написал знаменитое эссе «Набережная неисцелимых» (Fondamenta degli incurabili), где ему казалось более явно, чем где-либо, что он стоит на берегу Невы. Эссе было написано по-английски в 1989 году, а спустя три года на русский его перевел талантливый поэт, критик и переводчик Григорий Дашевский.

Это эссе — одно из лучших прозаических произведений поэта. Как замечает переводчик:

«Она вся написана короткими замкнутыми отрывками, где в каждом отрывке описывается одна картинка или одно чувство. И это картинки или из разных его впечатлений от Венеции (куда он приезжал каждую зиму), или его представления о Венеции, какими они были еще до эмиграции. Люди, так или иначе с Венецией связанные (там — в Италии или в России), и люди, с которыми он, может быть, и не виделся в самой Венеции, но которые до него, без него, помимо него, бывали в Венеции, или писали о Венеции».

В венецианском творчестве Бродского книга занимает промежуточное место — до нее были написаны такие произведения, как «Лагуна» и «Венецианские строфы», после нее — «Посвящается Джироламо Марчелло», «Лидо», «С натуры».

Водный мир

Rebe Adelaida, Unsplash
Rebe Adelaida, Unsplash

Бродского завораживало полное окружение Венеции водой, которую он отождествлял со временем. Вот как об этом говорит сам поэт:

«Самое потрясающее в Венеции — это именно водичка. Ведь вода, если угодно, это сгущенная форма времени. Ежели мы будем следовать Книге с большой буквы, то вспомним, что там сказано: «Дух Божий носился над водою». Если Он носился над водою, то значит, отражался в ней. Он, конечно же, есть Время, да? Или Гений времени, или Дух его. И поскольку Он отражается в воде, рано или поздно Н2О им и становится… Особенно, когда вода — серенького цвета, то есть того именно цвета, какого и должно быть, наверное, время».

Последнее пристанище

Могила Бродского на острове Сан-Микеле
Могила Бродского на острове Сан-Микеле

Хотя Бродский умер в Нью-Йорке, его могила находится в Венеции, на острове Сан-Микеле. Вопрос о месте захоронения родные и друзья поэта решали довольно долго, и сам Бродский не оставлял четких пожеланий. Но в шуточном послании Андрею Сергееву от 1974 года читаем:

Хотя бесчувственному телу
равно повсюду истлевать,
лишенное родимой глины, оно в аллювии долины
ломбардской гнить не прочь. Понеже
свой континент и черви те же.
Стравинский спит на Сан-Микеле…

Через несколько лет на могиле Бродского установили памятник, его автор — художник Владимир Радунский. На оборотной стороне — цитата из элегии древнеримского поэта Проперция «Letum non omnia finit» — «Не все кончается со смертью».

На курсе «Как понимать поэзию: от теории к любви» мы обсудим стихи и биографию известных русских и зарубежных поэтов — Пушкина, Ахматовой, Бродского, Рембо и других, и научимся читать между строк — искать отсылки и проводить параллели с жизнью автора. Присоединяйтесь — вместе откроем все загадки поэзии.

#поэзия #бродский #венеция