9,7K подписчиков

О безопасном выполнении обгона на трассе на простом математическом примере

527 прочитали

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня я хотел бы поговорить с Вами о том, как при выполнении обгона выполнить его безопасным образом и проиллюстрировать свои слова математическим примером. Точнее их будет несколько. Идея этой темы возникла в моей голове после поездки в отпуск, когда я в очередной раз подивился отваге некоторых обгоняющих.

Автомобиль, который будет участвовать в расчётах

Чтобы не оперировать какими-то абстрактными числами, в качестве «образца» я выбрал тот автомобиль, который есть у меня сейчас в наличии. Это Volkswagen Polo в кузове седан, оснащённый атмосферным двигателем мощностью 110 л.с. и 6-ти ступенчатой автоматической коробкой передач.

Характеристики разгона автомобиля следующие:

  • Время разгона с 0 до 80 км/ч составляет 7,7 секунд
  • Время разгона с 0 до 100 км/ч составляет 11,7 секунд

К большому сожалению информация о том, сколько по времени занимает разгон с 80 до 100 км/ч отсутствует, поэтому предположу, что это время является разницей между временем разгона с 0 до 100 км/ч и временем разгона с 0 до 80 км/ч.

Таким образом, в дальнейших расчётах будем допускать, что с 80 до 100 км/ч Volkswagen Polo разгоняется за 4 секунды. По субъективным ощущениям примерно столько и занимает разгон.

Характеристики обгоняемого автомобиля

Допустим, что впереди нас движется грузовой автомобиль (тягач с полуприцепом), его скорость составляет 80 км/ч (согласен, что ездят они с чуть большей скоростью, но для стройности расчёта всё-таки сделаем такое допущение), а длина этого грузовика составляет 17 метров.

Выполнение обгона опасным образом

Неоднократно наблюдал следующее поведение водителя (благо в условиях однополосных дорог в абсолютно каждой поездке случаются ситуации, когда за фурой собирается «очередь» из желающих обогнать): водитель, пристроившись за фурой и, двигаясь с идентичной скоростью, выруливает на встречную полосу (пусть это займёт у него половину секунды) и только там начинает ускоряться, обгоняя фуру.

В чём опасность этого манёвра? Давайте оценим его в цифрах – посчитаем количество времени, которое будет затрачено на выполнение обгона и протяженность пути, которое проедет автомобиль, находясь на встречной полосе.

Автомобиль, осуществляющий обгон, изначально держался на удалении двух собственных корпусов от грузовика. Кратко дорожную ситуацию иллюстрирую ниже:

Иллюстрация дорожной ситуации. Автор графики kua1102
Иллюстрация дорожной ситуации. Автор графики kua1102

Когда начнётся обгон? В тот момент, когда скорость автомобиля будет выше, чем скорость грузовика. А длительность совершения обгона, очевидно, будет зависеть от разности скоростей. Локальная задача, которая в этой ситуации стоит перед водителем автомобиля – набрать скорость 100 км/ч. Я считаю, что именно такая скорость обеспечивает безопасный обгон другого автомобиля, который движется со скоростью 80 км/ч. А для того, чтобы безопасно вернуться в свою полосу, нужно опередить грузовик как минимум на две длины его корпуса (в рассматриваемом примере это 34 метра).

Выше я уже писал, что в случае Volkswagen Polo время набора скорости с 80 до 100 км/ч составляет 4 секунды. Я тут допущу некоторую вольность и предположу, что набор скорости происходит линейно, т.е. за каждую секунду времени набирается 5 км/ч. К моменту, когда автомобиль достигнет скорости 100 км/ч, он уже "проедет" 13,9 метра (1,4+2,8+4,2+5,6). Всего, напомню, для осуществления обгона надо "преодолеть" 65 метров. На преодоления оставшегося "расстояния", 46,1 метров, понадобится ещё 8,3 секунд. Таким образом, при таком варианте выполнения обгона на него будет потрачено 13,3 секунд (ещё секунду надбавил на срабатывание электронной педали газа в Volkswagen Polo, ибо присутствует "яма" между нажатием на педаль газа и началом ускорения автомобиля). С учётом предварительного выруливания на встречную полосу и возвращения в неё такой способ выполнения обгона займёт 14,3 секунд.

Выполнение обгона безопасным способом

А теперь давайте рассмотрим этот же пример, но с одним-единственным допущением: водитель, который готовится обгонять грузовик, в своей полосе уже набрал скорость 100 км/ч. И уже при этой скорости он начинает манёвр обгона грузовика. Тогда путь в 60 метров он преодолеет за 10,8 секунд и манёвр обгона суммарно займёт 11,8 секунд.

И, конечно, нужно предварительно оценивать рельеф местности - встречная полоса должна хорошо просматриваться. Автор фотографии kua1102
И, конечно, нужно предварительно оценивать рельеф местности - встречная полоса должна хорошо просматриваться. Автор фотографии kua1102

Выиграл я две с половиной секунды разницы и что?

Пока что мы с Вами рассматривали утрированную ситуацию – нет встречных автомобилей. Для того, чтобы чуть лучше проникнуться этими сэкономленными секундами, давайте с Вами допустим, что где-то впереди имеется встречный автомобиль, который также движется со скоростью 90 км/ч (хотя по трассе с такой скоростью ездит абсолютное меньшинство).

В случае опасного выполнения обгона (набор скорости 100 км/ч на встречной полосе) встречный автомобиль, движущийся со скоростью 90 км/ч, преодолеет 358 метров за 14,3 секунд, а в случае безопасного выполнения обгона (набор скорости 100 км/ч на своей полосе и только потом выполнение обгона) встречный автомобиль успеет проехать только 295 метров.

Теперь что касается нашего автомобиля, который обгоняет обгон. Давайте посчитаем пройденное им расстояние. В случае опасного обгона автомобиль проедет 381 метр, а в случае безопасного – 328 метров. И ещё допустим в наших расчётах, что после завершения обгона наш и встречный автомобиль смогут проехать около 3 секунд до встречи друг с другом. За это время встречный автомобиль преодолеет ещё 75 метров, а наш – 83 метра.

В итоге, дистанция, которая должна быть до встречного автомобиля при выполнении обгона опасным способом составляет 896 метров, а при безопасном выполнении – 781 метр. Почти 120 метров форы. В условиях загруженных трасс это имеет решающее значение!

Другие мои статьи

Превышение скорости на трассе: риски, которые обязательно нужно понимать

Рассказываю, какой водитель в моём понимании является аккуратным водителем

С уважением, Юрий (kua1102)