Самые читаемые книги в тот или иной период истории отлично отражают настроения, атмосферу, интересы, социальную и политическую повестку в стране и в мире. Конечно, когда мы говорим о советском периоде, стоит учитывать, что «Самая читающая страна» была серьезно ограничена в своих литературных пристрастиях конъюнктурными соображениями, цензурой и дефицитом.
Это было как раз то время, когда вычислить настоящий бестселлер практически невозможно. Опираться на тиражи не имеет никакого смысла. К примеру, трилогия Брежнева «Малая земля» - «Возрождение» - «Целина». Каждый её том был опубликован космическим тиражом 15.000.000. Ну и кто её читал? А кто хотел бы?
Очевидно, что существовал ощутимый разрыв между тем, что люди хотели читать и тем, что предлагали им книжные магазины и библиотеки.
К слову, в СССР была самая развитая библиотечная сеть, насчитывающая более 150 тысяч библиотек. Но какой от них толк, если самые интересные издания, всё равно не попадали в открытый доступ?
Детективы, приключения, фантастика и любовные романы, на которые был самый большой спрос, и которые по сути своей были идеологически безобидными, издавались небольшими тиражами, за ними велась настоящая охота.
А полки книжных магазинов и библиотек тем временем были завалены тяжелой (во всех отношениях) классикой. А сколько книг вообще было запрещено или вовсе не переведено на русский язык.
Тем не менее факт остается фактом: в СССР читали много, затирая обложки особенно любимых книг до дыр и передавая одну книгу из рук в руки по друзьям и знакомым.
Давайте разбираться, что же больше прочего полюбилось среднестатистическому советскому читателю:
* В списке нет ранжирования по популярности или каким-либо другим критериям.
1. Александр Дюма – «Граф Монте-Кристо».
Наверное, честнее было бы назвать среди главных любимых книг советского читателя у Дюма именно «Три мушкетера». В конце концов культовая экранизация пробудила невиданную волну популярности автора. Да и вообще, весь Дюма был любим и популярен в СССР.
Но всё-таки, на мой взгляд, именно драматическая история отмщения харизматичного Эдмона Дантеса, захватывающие приключения героя оставляют наиболее серьезный след в памяти читателя, а «Три мушкетера» так и будут ассоциироваться с эксцентричным Д’Артаньяном Михаила Боярского.
2. Валентин Пикуль – «Реквием каравану PQ-17»
Невероятно работоспособный и плодовитый советский автор, выпустивший более 30 крупных исторических романов. Историчность произведений Пикуля, безусловно, вещь очень спорная. Но его простое, красочное описание событий и персонажей легло на благодатную почву.
"Реквием", вышедший с подзаголовком "документальная трагедия", рассказывает историю уничтожения полярного конвоя союзников со стратегическим грузами и военной техникой в годы Второй Мировой. Одна из тех книг, в которых Пикуль проявил свои лучшие качества, как документалиста.
Шквал критики, как правило, вызывали книги из цикла о событиях XVIII века. Его персонажи - это всегда либо доблестные самоотверженные патриоты, либо весьма непрезентабельные монаршие особы и лица правящей элиты Императорской России. Пикуля называли конъюнктурщиком, обвиняли в искажении истории, жонглировании фактами и т.д.
Но факт остаётся фактом - Пикуль был очень популярен, его читали и читали много, и до сих переиздают и читают, а многие до сих пор верят, что "именно так всё и было".
3. Анн и Серж Голон - «Анжелика»
Это, вероятно, самый любимый любовный роман советских женщин.
Сначала в СССР показали экранизацию, а уже после его колоссального успеха выпустили и сам роман. Несмотря на обычные для СССР большие тиражи, книгу смели с полок сразу, а потом вплоть до нового переиздания в 80-х, передавали из рук в руки по друзьям и знакомым.
Любовные романы советская критика по очевидным причинам не жаловала: низкопробная литература, неуместная в стране развитого социализма! Тем не менее советские неизбалованные, неискушенные читательницы и зрительницы уже с головой погрузились в похождения опальной аристократки и авантюристки.
4. Артур Хейли – «Аэропорт»
С абсолютно равными шансами в этой строке мог оказаться и "Отель".
Капиталистический реализм Хейли стал для советского читателя настоящим окном за «железный занавес». Именно из его романов жители СССР могли по крупицам составить представление о том, как как живут люди по ту сторону занавеса, как устроен американский аэропорт, отель, электростанция и ТВ-студия.
В 1977 году писатель побывал в Советском Союзе, что уже само по себе только подогрело волну симпатии и интереса к его творчеству.
Жанр производственного романа, в котором в центре сюжета человек – работник, специалист, профессионал, позволил Хейли беспрепятственно просочиться на советский книжный рынок. Многие советские писатели пытались затем повторить успех зарубежного автора и создать советский производственный роман.
5. Этель Войнич – «Овод»
Об Оводе и его создательнице я уже подробно рассказала вот здесь:
Напомню только, что, на мой взгляд, у Овода просто не было шанса не полюбиться советскому читателю.
С одной стороны он олицетворяет идеалы «старых» коммунистов, которые романтизировали революцию 1917 года и героизировали её творцов, а с другой стороны Феличе Риварес – это эталон борьбы с несправедливостью, закостенелостью, устоявшимся порядком, борьбы за свободу, во всех её проявлениях, образец борьбы не только внешней, но и внутренней. Так его полюбили и те, кому претила социалистическая идея, советское настоящее и чьи сердца требовали перемен.
6. Эрих Мария Ремарк – «Три товарища»
Именно «Три товарища» Людмила из «Москвы слезам не верит» «читает» в московском метро, стреляя глазками в Гурина. И удивление «хм, странно, щас вся Москва читает», не было враньём, как раз в 1958 году (по сюжету фильма действие происходит именно в нём) Ремарк впервые был издан массово - 200 000 тиражом.
Абсолютно антивоенный писатель, который «учил ненавидеть войну» попал в самое сердце советскому читателю, воспитанного на памяти об ужасах Великой Отечественной.
7. Василий Аксенов – «Звездный билет»
До начала застоя 70-х гг. Аксёнов был одним из самых популярных писателей, особенно среди молодежи. Его называли писателем городского быта, читателям нравилось узнавать себя на страницах книг.
История двух братьев Денисовых, с такими разными ценностями и взглядами на жизнь, вызвала широкий общественный резонанс – автору вменяли далеко «некомсомольское» поведение его героев, разнузданность и расхлябанность, обилие молодежного жаргона, а поездку героя в Таллин вообще посчитали диссидентством. И уже с 70-х гг. Аксенов из начинающего, но успешного автора превращается в антисоветчика.
8. Братья Стругацкие – «Пикник на обочине»
Мой подробный отзыв о книге «Пикник на обочине» здесь:
И снова тяжело выбрать какую-то одну наиболее популярную книгу. У Стругацких в ходу было всё, что издавалось.
Первые повести о космических экспедициях не вызывали вопросов у цензуры. Но начиная с романа «Трудно быть богом», когда Стругацкие уже ступили на социально-философскую стезю их произведения начинают «заворачивать» и братья получают ряд отказов в публикации.
Работы самых популярных фантастов страны печатались в основном только в журналах и фрагментами. И только в 80-х у читателей появилась возможность окунуться во Вселенную Стругацких с головой.
Ставьте лайк, если было интересно👍 Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить продолжение!😉
#книги #книгиолюбви #дзенлитература #подборкикниг #ссср #советскиекниги #стругацкие #пикуль #дюма