Конец 19 и начало 20 века – время мечтателей, изобретателей и предпринимателей. К сожалению, «выжили» в первую очередь последние. Многие первопроходцы автомобилестроения так и остались неизвестными широкой публике, потому что их одноимённые фирму разорились, а их технические решения частенько присваивались более успешными и предприимчивыми коллегами. Давайте вспомним Карла Келси…
Это трицикл, Карл!
Ну, во-первых, не Карл! Полное его имя - Кэдуолладер Уошберн Келси не могли выговорить даже друзья и коллеги, поэтому звали его просто Джимми «Карл». А второе его имя было изобретательство, потому что всю жизнь он что-то изобретал, но не всегда удачно. Одно из направлений в его творчестве были трёхколёсные автомобили.
В то время производители разделились на два главных лагеря: одни стремились производить самые дорогие автомобили, другие – самые дешёвые. Вот Келси был из вторых. Но был в Америке один человек вторее всех вторых. Его имя мы хорошо знаем – Генри Форд. Он в итоге победил всех Карлов…
Kelsey Motorette 1909 года выпуска.
Эту машину я впервые увидел в музее Екатеринбурга в прошлом году. Но действительно рассмотреть экспонат удалось под ярким солнцем Международного фестиваля ретро техники 2022 в Казани.
Машина просто до примитивизма. Видимо, Келси удалось создать настолько дешёвую машину, что он за неё ещё и доплачивал. На самом деле здесь был ряд новаторских на тот день технических решений. Автор разработал торсион для подвески, придающий конструкции устойчивость, чтобы экипаж не раскачивало из стороны в сторону.
Не всё гениальное просто.
Машина Келси не выдержала конкуренции с «жестянкой» Форда. Да и не назвать конкуренцией производство чуть более двухсот автомобилей. Не самое удачно решение – три колеса. Даже в США в самом начале 20-го века вряд ли все дороги были идеально заасфальтированы. Ехать на трицикле по просёлочной дороге – это ещё и небезопасно! Келси ушёл из машиностроения, занимался продажами техники других производителей. А имена тех, кто сдался история долго не хранит…