Как создаются мультсериалы на телевидении — упрощенное руководство. Часть 1

353 прочитали

Небольшой обзор процесса производства мультсериалов на телевидении. Обратите внимание: все студии отличаются. Даже мультфильмы в пределах одной студии могут делать по-разному. У этой статьи нет цели точно показать путь создания каждого анимационного сериала. Все это — лишь обобщенный взгляд на типовой процесс.

Небольшой обзор процесса производства мультсериалов на телевидении. Обратите внимание: все студии отличаются. Даже мультфильмы в пределах одной студии могут делать по-разному.

1. Презентация мультсериала

- Идея

Мультфильм не появляется из ниоткуда: будь то оригинальная концепция, адаптация, ребут или ремейк, всегда есть автор идеи, который презентует ее каналу. После этого руководство решает, одобрить ее или нет.

Обычно большинство проектов предлагают художники, которые работают или работали раньше на этом канале, или просто уже давно в индустрии. Новичку почти невозможно объявиться на студии и убедить ее превратить свою идею в мультфильм. Даже у стажеров, которых призывают делиться своими проектами, обычно ничего не выходит. Такова реальность: руководству гораздо проще работать с людьми, которые уже знакомы со студией и понимают, что именно она хочет увидеть.

Большинство презентаций включают в себя набор слайдов, которые объясняют общую идею вашего сериала в соответствии с вашими представлениями о ней. Вы скорее всего будете рассказывать о завязке сюжета, персонажах и основных темах, которые вы хотите затронуть. Вам нужно показать примеры того, как сериал будет выглядеть, и предложить несколько идей для эпизодов.

Большим преимуществом будет готовая раскадровка, в которой вы сможете показать ваших героев и общее настроение сериала во всей красе. После того, как автор идеи договаривается о встрече с руководством студии, он представляет им свой проект и надеется на лучшее. Дальше уже большие шишки решают, запустить ли создание вашего мультсериала.

Небольшой обзор процесса производства мультсериалов на телевидении. Обратите внимание: все студии отличаются. Даже мультфильмы в пределах одной студии могут делать по-разному.-2

- Короткометражка (также известная как “пилот”)

Обычно на основе одобренной идеи сначала делают короткометражный мультфильм. К сожалению, даже если ваш проект официально утвержден, могут пройти годы до того, как над ним в самом деле начнется работа. Кому-то везет, и дело движется быстро, но многим приходится долго ждать в подвешенном состоянии.

Но давайте предположим, что процесс уже запущен. Отлично! Тут вы впервые почувствуете, каково быть шоураннером.

Шоураннер — это создатель сериала, который по большей части контролирует работу над ним. Это сложная роль, так что создание короткометражки позволяет с минимальными рисками проверить, насколько хорошо человек с ней справляется. Его обязанности тут почти такие же, как если бы он делал полноценный сериал, только в меньшем масштабе и с меньшей командой.

В основу короткометражки как правило ложится раскадровка шоураннера. Так как он впервые воплощает свою идею в анимации, много что тут будет сделано не так, как при создании полноценного шоу. Могут стать очевидными проблемы с дизайном персонажей, их мотивацией, непонятными указаниями и другими вещами, о которых раньше никто не догадывался.

Но раз создание пилота не несет больших рисков, именно на этом этапе стоит допускать ошибки: в итоге они позволят вам найти наиболее эффективный и дешевый путь производства сериала. Именно по этой причине множество мультфильмов так сильно отличаются от своих пилотных эпизодов.

Небольшой обзор процесса производства мультсериалов на телевидении. Обратите внимание: все студии отличаются. Даже мультфильмы в пределах одной студии могут делать по-разному.-3
Дизайны Кристальных Самоцветов из пилотного эпизода Вселенной Стивена в сравнении с их финальным дизайном из сериала.
Дизайны Кристальных Самоцветов из пилотного эпизода Вселенной Стивена в сравнении с их финальным дизайном из сериала.

Что же происходит, когда короткометражка готова?

Все студии поступают по-разному. Кто-то выпускает свои пилотные эпизоды онлайн, кто-то показывает на канале в никому не удобное время, а большинство из них вовсе не видит никто, кроме работников студии.

Дальше нужно ждать вердикт от руководства. Это зависит от отзывов о пилотном эпизоде (и со стороны студии, и со стороны публики, если ее где-то показывали), того, как справился шоураннер, и так далее. Это тревожный период для всех, кого волнует судьба сериала, но он позволяет почувствовать, каково на самом деле работать на телевидении: куча странных решений, куча людей, с которыми невозможно общаться, куча проблем. Но это уже отдельная тема.

После того, как руководство одобрило вашу идею и готово делать полноценный сериал, переходим к следующим этапам работы.

2. Создание мультсериала — пре-продакшн

- Сценарий

Даже если вы уже распланировали весь сюжет своего мультсериала, вы все равно склонны допускать ошибки. Невозможно в одиночку написать хороший сценарий, так что еще перед тем как задуматься над раскадровкой или дизайном персонажей, вам нужно найти других сценаристов.

Обычно на этом этапе вы обсуждаете следующее:

1. Общая история

Не обязательно подробно планировать все, но желательно знать, что будет происходить в вашем сериале (например, в 1 сезоне) . Здесь же вы продумываете детали, которые будут предвосхищать дальнейшие события в сюжете. Проще говоря, вам нужно определиться с общей концепцией сериала и убедиться, что все логично, а события плавно ведут друг к другу.

2. Идеи для эпизодов

Вы сами решаете, каким вы хотите видеть эпизод вашего сериала, что вы пытаетесь донести до своей аудитории и, может, что было бы просто забавно показать на телевидении. Придется задуматься над тем, какие завязки хорошо сработают в рамках длительности ваших серий. Не нужно планировать все слишком подробно, но если вы наметите общее описание некоторых эпизодов, это сильно поможет вам в будущем.

3. Арки персонажей и их мотивация

Вам нужно подумать о том, через какие изменения вашим героям предстоит пройти. Может, кто-то из них станет более раскрепощенным? Или один из них превратится в злодея! С этим стоит разобраться в самом начале, чтобы сделать героев более правдоподобными и симпатичными зрителю.

Есть множество других вещей, которые на этом этапе есть смысл обсудить, но это те основы, которые я считаю самыми важными в процессе планирования сюжета вашего сериала.

Steven Universe - Art Book
Steven Universe - Art Book

- Дизайн персонажей

Давайте предположим, что вам нужно изменить ваши изначальные дизайны. Раз речь идет о создании полноценного мультсериала с ограниченным бюджетом, куча всего может поменяться. Вам нужно убедиться, что аниматоры будут понимать, как рисовать ваших героев, и что делать это будет легко, быстро и интересно.

Чтобы этого добиться, скорее всего вам придется нанять кого-то, кто отлично разбирается в дизайне персонажей. Кого-то, кто уже долго работает в индустрии, или кто превосходно понимает язык форм. Убедитесь, что это кто-то по-настоящему умелый и ответственный, потому что этот человек довольно долго будет являться одной из центральных частей вашей команды.

Хороший дизайнер персонажей способен сделать героев привлекательными и простыми для рисования, при этом сохранив ваш уникальный стиль узнаваемым.

На этом этапе ведется работа и над кучей других вещей. Скорее всего вам придется найти ещё компоузеров, актеров озвучки, студии, которым вы отдадите анимацию на аутсорсинг, и так далее - будьте готовы к тому, что создание мультсериала с самого начала похоже на изнурительный марафон.

3. Создание мультсериала — продакшн

Теперь, когда шоураннер определился со всеми основными аспектами своего сериала, ему нужно сформировать команду художников. Кого-то из них нанимают в самом начале, кого-то в процессе, а кого-то уже под конец.

- Поиск сотрудников

Хороший способ проверить, насколько художник подходит вашему проекту — это тестовое задание. Это несложная задача, которую вы просите выполнить кандидата, чтобы оценить его возможности в рамках стилистики вашего сериала. Она может звучать как “раскрасьте этот фон”, “придумайте раскадровку для этой сцены”, “нарисуйте фон на основе этой раскадровки” и так далее.

Кроме того, иногда художников нанимают лишь на основе их портфолио. Это не особо распространено, чаще всего просят выполнить тестовое задание, но время от времени уже существующих работ оказывается достаточно. В конце концов, хороший шоураннер должен уметь определить степень мастерства и без всяких дополнительных тестов, так ведь?

Давайте теперь предположим, что шоураннер разослал все тестовые задания и нашел себе команду художников. Время создавать мультики!

- План эпизода

Перед началом работы необходимо написать план эпизода. Обычно сценаристы собираются и устраивают мозговой штурм в поисках идей: они могут придумывать простые завязки или что-то более подробное. После этого сценаристы обсуждают свои идеи с шоураннером, и лучшие из них превращаются в планы эпизодов.

План эпизода это, по сути, не особо подробно описанный набор моментов из серии. Там почти нет диалогов, это все равно что набросок для будущего эпизода. Он должен оставлять простор для фантазии вашей команде, но быть достаточно конкретным, чтобы ваша идея не потерялась в процессе работы.

Первая страница плана для одного из эпизодов Вселенной Стивена, с заметками и рисунками одного из раскадровщиков, Колина Ховарда (Colin Howard).
Первая страница плана для одного из эпизодов Вселенной Стивена, с заметками и рисунками одного из раскадровщиков, Колина Ховарда (Colin Howard).

План эпизода передают команде раскадровщиков, обычно состоящей из двух человек. Они читают его, решают между собой, над какой из частей каждый из них будет работать, и начинают планировать диалоги, сюжетные линии, шутки и общий темп повествования (именно поэтому план на фотографии сверху изрисован набросками и надписями).

- Создание раскадровки


Будучи раскадровщиком, вы приступаете к работе, как только вам в руки попадает план эпизода. Вместе с вашим партнером вам предстоит придумать, как будет выглядеть серия. Вы решаете, над какой из частей каждый из вас будет работать.

Обычно команде раскадровщиков дается 5 недель для того, чтобы нарисовать готовый 11-минутный эпизод. То, на какие этапы в течение этого времени делится работа, зависит от конкретного сериала: иногда больше времени выделяется на рисование тамбнейлов, а иногда на прорисовку. Но перед тем как рассуждать о планировании времени, давайте усвоим некоторые основы.

Раскадровка состоит из отрывков, сцен и панелей.

Отрывок — часть эпизода, которая происходит в одном месте или излагает одну идею. Например, отрывком из Времени приключений может быть та часть серии, где Финн и Джейк сидят в своем домике на дереве и о чем-нибудь болтают. Отрывок заканчивается, а место действия переносится в другую локацию, и Финн и Джейк разговаривают уже о чем-то другом.

Отрывки делятся на сцены, также известные как шоты. Сцена включает в себя одно положение камеры, которая может перемещаться, приближаться или удаляться, но как только происходит монтажная склейка — начинается новая сцена.

Сцены состоят из панелей — это один рисунок художника-раскадровщика. Возьмем сцену из Семейки Грин в городе, где Кузнечик сначала злится, а потом радуется: вам понадобится несколько панелей, чтобы нарисовать разные эмоции на его лице.

Страница из раскадровки Джеффа Лиу (Jeff Liu) для Вселенной Стивена. Номера сцен и панелей указаны над рисунками, а диалоги и заметки о происходящем  — внизу.
Страница из раскадровки Джеффа Лиу (Jeff Liu) для Вселенной Стивена. Номера сцен и панелей указаны над рисунками, а диалоги и заметки о происходящем — внизу.

Вернемся к раскадровке. На разных шоу вам выделяется разное количество времени для каждого этапа работы, но все в любом случае начинается с тамбнейлов.

Тамбнейлы — это очень быстрые зарисовки, которые нужны, в общем-то, только для того, чтобы обозначить положение персонажа в сцене, не думая о деталях и, иногда, даже о фоне. Эти рисунки могут представлять из себя как буквально палочных человечков, так и что-то более подробное. Так как тамбнейлы рисуются максимально быстро, большинство художников придумывают, как упростить на них облик персонажей. Их рисунки позволяют узнать героя по форме или размеру, а не по конкретным деталям, и могут быть выполнены за очень короткое время.

На этом этапе раскадровщики также пишут диалоги и уточняют, что именно происходит в эпизоде.

Небольшой обзор процесса производства мультсериалов на телевидении. Обратите внимание: все студии отличаются. Даже мультфильмы в пределах одной студии могут делать по-разному.-8
Сравнение тамбнейла с прорисованной версией панели для Вселенной Стивена. В данном случае тамбнейл гораздо меньше детализирован: это хороший пример упрощения дизайна персонажей. Да, иногда приходится рисовать настолько быстро. Автор: Джефф Лиу (Jeff Liu).
Сравнение тамбнейла с прорисованной версией панели для Вселенной Стивена. В данном случае тамбнейл гораздо меньше детализирован: это хороший пример упрощения дизайна персонажей. Да, иногда приходится рисовать настолько быстро. Автор: Джефф Лиу (Jeff Liu).

Во время презентации раскадровщики показывают эпизод остальной команде. Обычно это происходит два раза. Сначала раскадровку смотрят только шоураннер и сценаристы, после чего они ее оценивают и вносят свои замечания и правки. Иногда они просят просто поправить одну сцену и добавить диалог, а иногда говорят тебе переделать целый отрывок и переписать вторую половину эпизода. Никогда не знаешь заранее!

После первой презентации художники вновь возвращаются к своим тамбнейлам и вносят в них нужные изменения. Пока что они еще не берутся за прорисовку. Затем они показывают эпизод снова, и в этот раз его обычно смотрят и все остальные раскадровщики. Правок на этом этапе чаще всего бывает не так много. Наконец, художники снова берутся за свои тамбнейлы и делают их более симпатичными, подробно все перерисовывая.

Остальные этапы работы рассмотрим в следующей части: https://zen.yandex.ru/media/id/6020e4a5ad16dd064aa07eb4/kak-sozdaiutsia-multserialy-na-televidenii--uproscennoe-rukovodstvo-chast-2-6308e59339cfc100ed07be4d?&

Источник: https://makingtoons.tumblr.com/post/177946571466/how-tv-cartoons-are-made-a-mostly-simplified