Найти тему
Мария К

Что такое пост? И как правильно поститься?

«Что такое пост? Зачем нужно поститься, разве недостаточно просто не делать зла? И почему в православии так много постов?»

Порой задают себе вопросы новоначальные или интересующиеся Православием люди.
Попробуем разобраться!

Пост – это установленные Церковью ограничения в пище, поведении, соединённые с покаянием и молитвой, направленные на борьбу со страстями.

Ещё в ранние времена многие святые монахи и аскеты были постниками - святой Иоанн Постник, прп.Макарий Великий, Антоний Великий, прп.Иоанн Лествичник и другие.

Постился и Сам Господь наш Иисус Христос 40 дней в пустыне, будучи там искушаемым дьяволом (Мф.4,1-11).Стойко выдержав все искушения, Спаситель подал нам пример поступать также.Сам Господь утвердил пост, подчёркивая, что иначе никак не одолеть искушения ,страсти и дьявола : "Сей же род изгоняется только молитвой и постом"(Мф.17:21).

При этом, важно понимать, что пост – это не только ограничения в пище.Это и духовное очищение.

О связи воздержания в пище и духовной жизни говорил в своих дневниках известный и почитаемый старец конца XIX - начала XX века и поныне – святой праведный Иоанн Кронштадтский. Ведь невоздержанность в пище приводит и к таким страстям , как чревоугодие, ведущее за собой блуд,жадность, привязанность ко всему земному и другие страсти.Батюшка также обращает внимание на то, что человек, неразмеренно употребляющий пищу и питие, не имеет молитвенного духа. "Сытое брюхо к молитве глухо!"- говорит нам народная мудрость.

Великий святой конца XIX– начала XX века и почитаемый и поныне– святой праведный Иоанн Кронштадтский(протоиерей Иоанн Сергиев)
Великий святой конца XIX– начала XX века и почитаемый и поныне– святой праведный Иоанн Кронштадтский(протоиерей Иоанн Сергиев)

Примечательно, что чрезмерное употребление пищи вредит и духовному, и телесному здоровью, по медицинским показаниям, так как от объядения и обжорства возникают болезни желудка.Батюшка призывает жадного к пище человека к славословию Господа и незамедлительному исправлению.

Ещё апостол Павел писал в своём Послании о грешниках и язычниках,
услаждающихся обильной и изысканной пищей :"Их бог- чрево."( Флп. 3:19).

Подмечает батюшка и то, что диавол вводит людей в грех чревоугодия, казалось бы, и под благовидным предлогом. Например, приглашает один человек или даже монах человека, посещению которого он рад, в квартиру или келью, предлагает ему вино и хлеб, овощи или что-нибудь другое. Можно подумать, что это радушие, это и в самом деле так, однако это радушие уже плотское, потому что, сначала люди выпьют одну рюмку, потом другую, а затем и третью, и благовидный предлог переходит уже в плотское веселье. И далее батюшка резюмирует :"Вот как с доброго- то пути мы совращаемся на худой. А как незаметно, благовидно!"

Также, по наблюдению кронштадтского пастыря,приводит многоядение и к сонливости.

Интересно сравнение батюшкой человеческого желудка с машиной, которая приводится в движение от количества вложенных в её печи дров. О.Иоанн говорит, что чем меньше человек ест, тем дольше он будет жить :"Тише едешь, дальше будешь."Чем больше класть дров в печь, тем сильнее
увеличится жар, и от большого огня может остановиться и вся машина. " Тоже самое происходит и с нашим желудком, который отец Иоанн в данном случае ассоциирует с котлом,жар которого увеличивается от избытка дров(пищи). Именно поэтому, заключает батюшка, постники почти всегда отличаются долголетием и приводит слова святого
Митрофания Воронежского : "Воздержанно пий, мало яждь- здрав будеши."

Отец Иоанн наставляет вкушать столько пищи, сколько необходимо для поддержания сил своего организма и распределять количество пищи в зависимости от нагрузок за день.

Пост– это не диета, однако и диетические процедуры направлены на то, чтобы сделать организм человека лучше через ограничение в пище,в отказе от того, к он чему привык, так и пост духовный обуздывает плоть человека в пище ,помыслах, чтобы он стал духовно лучше и достиг Царствия Небесного.

В традиции Православной Церкви всего четыре поста : Великий, Рождественский, Петров и Успенский, но каждый из них посвящён важнейшим евангельским событиям и направлен на приобщение человека к Царствию Небесному, через очищение от грехов и страстей! Причём, летние посты– Петров и Успенский с обилием фруктов и овощей в это тёплое время года( особенно в августе, с освящением мёда, яблок и хлеба ) соблюдать несложно.

-3

И начавшийся Успенский пост давайте встретим с радостью о Господе!

-4

https://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Fportal-logos.ru%2Findex.php%2Fnasha-vera%2Fpervye-shagi-v-khrame%2Fitem%2F5130-pravilnyj-post-slova-o-vozderzhanii-v-trudakh-pravednogo-ioanna-kronshtadtskogo&cc_key=

Мария Клещева