Если вы думаете, что в крестовых походах участвовали только рыцари из Западной Европы, вы ошибаетесь. Недавние генетические исследования показывают, что крестовые походы были гораздо более разнообразными в культурном отношении.
Обращение папы Урбана II к Клермонскому собору в 1095 году положило начало периоду вооруженных крестовых походов с целью захвата Иерусалима и Святой Земли. Огромный поток солдат и мирных жителей хлынул в страны Леванта, как называли страны на азиатском побережье Средиземного моря.
Они смешивались с живущими там мусульманами или избавлялись от них, вытесняя и убивая их. Почти тысячу лет крестоносцы представлялись белыми европейцами. Однако последние результаты исследования ДНК пролили совершенно новый свет на это изображение.
Ученые провели раскопки в Сидоне, на юге Ливана. Здесь находятся руины крепости крестоносцев, известной как замок Святого Людовика (в нем долгое время останавливался правитель Франции). В 1260-1291 годах он принадлежал тамплиерам. Рядом со зданием находятся две братские могилы крестоносцев. Там были обнаружены останки 25 солдат.
Секрет в костях
На многих скелетах остались следы жестокой смерти. Европейский импорт, такой как средневековые пряжки для ремней или монеты, отчеканенные в Италии в 1245 году в честь крестоносцев, идентифицировали мужчин, похороненных в братских могилах, как участников крестовых походов.
Из-за большего количества погребений и следов насилия на костях предполагалось, что это люди, погибшие в бою. Генетик Марк Хабер из Wellcome Sanger Institute собрал образцы ДНК останков. Благодаря им мы смогли получить уникальное представление о том, какие солдаты сражались в этих войнах.
Во время 7-го крестового похода европейские войска во главе с Людовиком IX из Франции предприняли последнюю попытку восстановить контроль над Сирией и Ливаном. В 1253 году войска монарха потерпели сокрушительное поражение при Сидоне. Сообщается, что он сам прибыл через несколько дней и сам бросил разлагающиеся тела своих солдат в братские могилы.
Судя по дате чеканки монеты, найденной с останками, это могли быть крестоносцы. Исследование Марка Хабера дает еще одну интересную информацию. Генетический анализ показывает, что люди, захороненные в братских могилах, были гораздо более разнообразными в этническом отношении, чем можно было бы предположить.
Сравнив последовательности ДНК, выделенные из нескольких скелетов, с современными генетическими базами данных, исследователь пришел к выводу, что двое из исследованных крестоносцев, скорее всего, были выходцами из Испании, один — с Сардинии, а четверо генетически напоминают современных ливанцев.
Следующие два крестоносца статистически были где-то посередине. Именно они были рассмотрены наиболее подробно. После дальнейшего анализа выяснилось, что это дети европейских отцов и матерей из Ливана. Это свидетельствует о смешении участников Крестовых походов с местными жителями.
С другой стороны, в генетическом материале современных ливанцев нет следов европейской ДНК времен крестовых походов. Он ближе к жителям этих земель периода 237-632 гг. н. э., с которым его также сравнивали. Из этого следует, что отношения между крестоносцами и местными женщинами были слишком короткими по времени и в слишком малом масштабе, чтобы оказать продолжительное влияние на гены ливанцев.
Друзья, буду рад вашим комментариям. Пишите, подписывайтесь, ставьте лайк, жмите репост!