Найти в Дзене
Учусь с детьми

Почему стоит использовать фразу «Да, но…» для развития творческого мышления у детей

Оглавление

На сколько вопросов вы ответили бы утвердительно?

· Могу я выкопать яму?

· Могу я развести грязь?

· Можно взять молоток?

· Можно я возьму эту ветку/камень/палку?

· Могу я взять веревку?

· Можно взять на улицу краски/мелки/пластилин?

· Можно его поцарапать?

· Можно мне воды?

Спросите себя, был бы ответ «Нет» правильным в любом случае?

Мне случалось отвечать «нет», чаще всего на последний вопрос («Можно мне воды?»). Потому что ребенок будет мокрым, потому что его одежда будет мокрой, потому что вокруг него всё будет мокро, потому что ему придется переодеваться, потому что он заболеет...

И чем чаще я говорил «нет», тем чаще вода оказывалась единственным развлечением, которого хотели мои дети. Однако, когда я начал говорить «Да», вода вдруг потеряла все свое очарование. Возможно также, что в снижении интереса к воде сыграл свою роль тот факт, что стали доступны и другие развлечения.

Мой «веревочный парк» уже неделю не сходит с вершины топа игр. А все началось с вопроса: «Можно взять веревку?».

-2

Ничего не позволяй

У всего есть пределы, это очевидно. Детям не следует позволять делать всё. Выкопать яму посреди сада - не вариант. А вот выкапывание ямы в углу сада, где можно сделать своеобразный «детский уголок», вполне допустимо.

В таких ситуациях мы используем «Да, но...». С детьми младшего возраста мы используем более простые аргументы: «Да, ты можешь, но потом тебе придется самому все убирать». И вдруг высыпать целую коробку игрушек уже не кажется таким привлекательным, как раньше.

С детьми постарше мы можем подняться на один уровень выше: «Да, но ты же знаешь, что если ты сломаешь свои карандаши, то тебе нечем будет рисовать».

«Да, но...» развивает творческие способности

С детьми еще более старшего возраста мы можем не столько указать точное условие, сколько уточнить, что нас волнует.

«Если я дам вам свои инструменты, я боюсь, что они могут повредиться или потеряться. Я также не знаю, умеешь ли ты пользоваться более сложными инструментами. И я бы не хотел, чтобы они были испорчены».

Дети получают четкую обратную связь. Они должны заверить родителя в том, что его опасения несерьезны, или оставить эту тему. Они могут убедить его научить их пользоваться этими сложными инструментами.

Родители могут обнаружить, что детям нужно всего несколько простых предметов, таких как молоток, напильник или отвертка. Может быть, они возьмут на себя обязательство вымыть и смазать все инструменты после игры. Это уже зависит от них.

Помните, однако, что если «Да, но...» является прелюдией к творческому мышлению, то «Нет!» убивает всю креативность в самом ее зачатке. Поэтому говорите ребенку «Да, ты можешь» как можно чаще.

Если вы дошли до этого момента, то, во-первых, мне очень приятно. Кроме того, я буду очень признателен, если вы оставите свои комментарии к статье и подпишетесь на канал.