Недавно я вспомнил плодотворное содружество композитора Александры Пахмутовой и поэта Николая Добронравова. В качестве примера привёл песню «Любовь, комсомол и весна». Тот материал всколыхнул новые воспоминания и натолкнул на некоторые рассуждения.
Поделюсь ими.
То и дело возникающие скандалы в нынешней творческой среде вновь поднимают вопрос об общественной ответственности публичных людей. В современной России понятие «публичная ответственность» отсутствует. Применяется административный и уголовный Кодексы.
По сути, это означает, что пошлости, безнравственности, вульгарности барьеров нет. Общество ничем не защищено от дурновкусия артистов на эстраде.
Иная ситуация была выстроена в СССР.
В той стране существовали идейные и культурные запреты, воплощённые в особом документе – «Моральном кодексе строителя коммунизма». Несмотря на то, что такой кодекс был обязателен лишь для членов КПСС, вся страна руководствовалась им в силу особенностей государственного устройства.
Имея такой базис, общественная мораль выносила свои вердикты любому культурному явлению – нравственно, безнравственно. Дезинфекция культурного пространства осуществлялась двумя способами:
а) самоограничением творческих работников;
б) принудительным запретом.
Приведу пример в подтверждение сказанного и выберу для иллюстрации одно из песенных исполнений Александра Градского.
Градский был чрезвычайно талантливым вокалистом с подаренным природой широкодиапазонным голосом. Как всякого творческого человека, его тянуло «поэкспериментировать» с тогдашними нравственными табу.
Уже в постсоветское время он со смехом рассказывал о своей фарцовке в молодости, о хулиганских рок-н-рольных концертах в полулегальном статусе, о «дулях в кармане» в сторону советской власти. Меня эти рассказы коробили своей невзрослостью, но ничего необычного я в этом не видел.
Здесь хочу особо акцентировать ваше внимание.
Проблема культурного воспитания людей заключается не в превращении артистов в ангелов, а в запрете им нести свои негативные стремления в общество.
Зная Градского, невозможно представить, чтобы он стал идейным поклонником Кодекса строителя коммунизма. Но власть была в состоянии ЗАПРЕТИТЬ ему афишировать свои антиобщественные наклонности. В результате любой артист, несмотря на своё политическое кредо, оказывался полезным обществу, мобилизуя это общество на решение приоритетных государственных задач.
Вернусь к Градскому.
Несмотря на свои фиги коммунистам, Градский активно участвовал в художественной жизни СССР. Порой, из этого рождались подлинные шедевры. Напомню вам главный, на мой взгляд, песенный шедевр в его исполнении. Это песня Пахмутовой и Добронравова «Как молоды мы были».
Песня поистине фантастическая как по музыкально-текстовому содержанию, так и в вокальном исполнении. Градский как-то рассказывал, как он работал над фонетикой. Приходилось много спорить с Пахмутовой, но в результате этих споров родилась Ода молодости.
Александр Градский, Александра Пахмутова и Николай Добронравов этой одой заслужили себе БЕССМЕРТИЕ.
Ещё.
Присмотритесь к исполнению Градского. Его лицо – истинного художника. Вся фарцовка, все фиги коммунистам отброшены. Он полностью отдаётся этому гимну.
Даже сейчас, спустя пятьдесят лет, энергетический драйв передаётся слушателю от певца.
А ведь его уже нет с нами!
Посмотрите и послушайте это:
https://disk.yandex.ru/i/PS7ZpvAyWmucZQ
P.S. Глядя на лицо Градского в такие моменты, я вижу в нём олицетворение чистого искусства. Именно так выглядит Артист с большой буквы.
Если бы древние греки выбирали бога музыки во второй половине 1970-х, они выбрали бы Александра Градского. Необыкновенно одухотворённый, с нечеловеческими страстями, божественно талантливый.
Ещё одна спорная мысль.
А если бы в 2010-х, то - Григория Лепса.