С выставки …Коллекции Михаила и Ивана Морозовых в Пушкинском музее.
Когда Морозовы приехали в Москву с покупками, один из родственников сообщил об этом московским знакомым:
«Вернулись из Парижа. Понавезли много свежих Гогенов».
Так почему купцы, правнуки крепостного покупали в Париже не сыр или какие-нибудь трюфеля, а Гогенов?
Ладно бы привезли для украшения своих особняков картину какого-нибудь классика, а тут Гогена, Сезанна и Пикассо. В России на рубеже веков это выглядело в лучшем случае чудачеством богатеев.
Любое явление имеет свои корни и интересно разобраться что могло послужить
такому счастливому для России обстоятельству, ведь именно во многом благодаря этим «чудачествам» Морозовых мы стали обладателями роскошной коллекции французского импрессионизма.
В нужное время в нужном месте пересеклись деньги и вкус.
Морозовы были из семьи староверов и их с детства окружали иконы с плоскостными изображениями святых, им были не просто понятны эти образы, а глубоко приняты на уровне подсознания.
Как сказал приехавший в Москву Сезанн: «К чему мы только стремимся у русских уже было в пятнадцатом веке».
Да и Москва была не чопорной столицей Сан-Петербург, как говорили в то время:
«В Москве купечеству можно чудить». Вот и чудили Морозовы, благо денег на ткацком деле заработали столько, что на парижских аукционах не торговались, брали всех «Гогенов», которые только понравятся.
А тут ещё одно семейное обстоятельство способствовало формированию вкуса. В детстве мать взяла братьям учителя по рисованию, да не кого-нибудь, а Коровина.
Вот и получился счастливый винегрет из обстоятельств.
Сегодня в Пушкинском можно увидеть результат объединения талантливых людей, времени и обстоятельств. Это выставка, которую нельзя пропускать.
Автор текста Наталья Ярошенко