Кстати, я пытался узнать, когда появилась женская эмансипация. Сначала обнаружил версию, что этот процесс начался в Америке около ста лет тому назад. А потом, перечитав «Горе от ума» Грибоедова, я понял, что в России этот процесс вот уже двести лет, как существует.
Что Чацкий говорит о Софье? Она, несомненно, простит Молчалина и выйдет за него замуж. Муж-мальчик, муж-слуга — это для нее идеальный вариант замужества, ведь тогда она свободна и может делать все, что хочет. На первый взгляд, это кажется странным. Молчалин, которого она, рискуя репутацией, пустила ночью к себе в спальню, плюет на нее, на ее чувства и одновременно ухлестывает за горничной. Но для Софьи понятия любви и нравственности не являются главными, поэтому она легко переносит сложившуюся ситуацию. Слишком велико искушение иметь бесправного мужа-слугу, слишком обширные возможности и преимущества обещает такой брак.
Возникает закономерный вопрос: откуда же такая испорченность у юной девушки, которая умному и волевому Чацкому предпочитает угодливого Молчалина, которая до брака, не задумываясь, пускает к себе в спальню понравившегося мужчину? Похотливость и гордыня связаны друг с другом, но откуда такие наклонности у юной девушки?
А ведь определенный смысл зашифрован в самом ее имени. Имя Софья означает по-древнегречески «мудрость, сознание». Древние греки воспринимали мудрость — как ум без души, то есть как ум, знания и опыт. Поклонение сознанию — это поклонение будущему и, в конечном счете, благополучной судьбе. Снова царство разума.
Но не только. Отец Софьи, внешне придя в ужас от непристойного поведения дочери, неожиданно проговаривается:
Дочь, Софья Павловна! страмница! Бесстыдница! где! с кем! Ни дать, ни взять она, Как мать ее, покойница жена.
Бывало, я с дражайшей половиной
Чуть врознь, — уж где-нибудь с мужчиной!
То есть Фамусов проболтался о том, что его жена, мать Софьи, была бесстыдной и безнравственной женщиной. Но тогда возникает пикантный вопрос: как мог сам Фамусов позволять жене вести себя так непристойно? Ведь тогда мужья имели гораздо больше прав, чем сейчас. Получается странная картина — внешне заботясь о приличиях, глава семейства терпимо относился к любым нравственным преступлениям. Откуда такое невероятное попустительство греху? Откуда такая снисходительность к уничтожению любви и к нарушению заповедей?
Ответ на этот вопрос дает сам глава семейства, когда учит Чацкого, как ради чинов, наград и благополучия можно и нужно отрекаться от нравственности, чести и достоинства. Можно лебезить, пресмыкаться, выставлять себя шутом, плевать себе в душу. Если тебе сулят положение и деньги, можно делать все это, не задумываясь.
Какой вывод отсюда следует? Снисходительно к нравственным преступлениям может относиться тот, кто в душе отказался от Бога и от любви. Российское общество к тому времени сформировало уже свою систему приоритетов. Поэтому Чаадаева, который назвал Россию полигоном для нравственных преступлений, объявили сумасшедшим. Грибоедова, протестовавшего против лизоблюдства, разрушения души в угоду куску хлеба, назначили послом в Персию, пустив прежде слух о его сумасшествии.
Уже двести лет назад в России человек верующий и нравственный выглядел сумасшедшим, а человек беспринципный, похотливый и гордый считался нормальным и заслуживал всеобщего уважения. Остается понять, что лежит в основе этого страшного процесса, почему прорастающее идолопоклонство начало истреблять христианство, его суть, его смысл.
Отключаясь от размышлений, я наливаю кипяток в заварочный чайник. Нужно отвлечься от всех мыслей и подумать о сегодняшних делах. Через несколько минут я пробую горячий чай, и сразу же наступает умиротворение. Теперь понятно, почему люди гордые страдают обжорством. Когда начинаешь есть и пить, чувства включаются сильнее, а наши чувства связаны с душой. Сознание утихает и перестает работать в непрерывном режиме, на душе становится легче. Как хорошо.
С.Н. Лазарев Человек будущего. Воспитание родителей. Часть 5.
****************************************************************
Сергей Николаевич Лазарев — Автор многочисленных книг о духовном пути и развитии человека (серий книг «Диагностика кармы», «Человек будущего» и «Опыт выживания»). Долгие годы он занимается изучением взаимосвязи между состоянием души человека и его судьбой; он рассказывает о том, как наши поступки отражаются на нашем здоровье, нашем будущем и будущем наших детей. Идеи С.Н. Лазарева сформировались в систему отношения к жизни, определяющую место человека во Вселенной.
Книги, лекции и семинары С.Н. Лазарева — это изложение более чем 30-летнего опыта исследований в области синтеза науки и религии, это объединение важной информации, которая формирует универсальную систему знаний.
Дорогие друзья! Если вам понравилась информация, и вы смогли почерпнуть из нее полезное для себя, пожалуйста, поставьте лайк и напишите свой отзыв в комментарии. Ваше мнение очень важно для нас! Это также очень поможет развитию и расширению канала!
#финансы и политика #культура и спорт #саморазвитие и самопознание #технологии и знаменитости #книги и спорт #дети и полезные советы #наука и религия