В предыдущей части Лена чудесно провела первую встречу книжного клуба и получила много положительных эмоций. Единственное, что омрачало дальнейшую жизнь книжного клуба — отсутствие помещения для собраний. Пока тепло встречи проводятся под открытым небом, но что дальше? И тут в голову Лены пришла невероятная идея, а что если открыть книжный магазин прямо в ее спальном районе. Как сделать это без начального капитала? Найдет ли Лена спонсора? Об этом в продолжении истории.
Осень полностью оправдывала представление об унылой поре. Зарядили дожди, листья стали быстро опадать. Я очень волновалась, что вторую встречу книжного клуба необходимо будет отложить из-за погоды, а ведь с таким нетерпением я ждала нового обсуждения книги. В прошлый раз путем жеребьевки я выбрала современный роман, который оказался вполне сносным, было любопытно, куда заведет нас дискуссия о событиях произведения.
За день до встречи клуба дождь в прогнозе отменился, и я написала в чате, что собрание пройдет как запланировано, 23 сентября в восемь вечера в том же дворе. «Одевайтесь теплее!», — предупредила я, т.к. вечера уже стали весьма холодными.
Помимо термоса в этот раз я захватила с собой пенопластовые коврики для скамеек и все свои пледы, чтобы укрыть самых мерзлявых. Сама я натура теплая, до поздней осени хожу без шапки, да к тому же меня разогревало эмоциональное воодушевление перед встречей.
На собрание в тот день пришли семь членов клуба. Наверно, уже пора представить их. Самая пожилая дама — Лидия Львовна, на пенсии. Она, как обещала, принесла с собой вишневый пирог. Стас, или просто Стасик, как почему-то к нему прицепилось, звали того умника в толстых очках, который по своей натуре книжный червь и этого не скрывает. Он работает в архиве одного научного института. Две подружки (лет 30-ти) Яна и Женя, работают в престижном салоне красоты. Одна парикмахером, другая маникюрщица. Супруги Воронцовы в этот раз тоже пришли. Олег был автомехаником, а его жена Инна школьным преподавателем. У них была дочь пятнадцати лет, которая на встречи, конечно, не приходила, ведь у нее были совсем другие интересы. Также в тот день пришла соседка Лидии Львовны, Ниночка. Ниночке было за шестьдесят, тоже на пенсии, по отчеству просила себя не называть, поэтому все звали ее именно Ниночкой. А я, Лена, мне двадцать восемь, работаю менеджером в офисе. Перекладываю бумажки, общаюсь с клиентами, веду разные таблички в экселе. Сама компания продает промышленное оборудование для заводов и других предприятий. Работа у меня не сложная, но и не очень интересная. Хотя жаловаться просто грех! В своей глубинке мне бы таких денег не платили, а сейчас мы с мужем живем в прекрасных условиях. Не зря переехали в новую Москву, хотя по дому и родным я, конечно, скучаю, но на Новый год мы обязательно пригласим родителей к себе.
Стасик сегодня был в ударе. Он подготовился ко встрече и закидал нас фактами о шведском авторе книги. Потом перешел на факты о Швеции в целом, и если бы мы его не остановили, перешел бы на историю государства. Яна, та которая в прошлый раз угадала убийцу в детективе, сказала, что книга ей очень понравилась. Ее подруга Женя была не согласна, хоть предложение прочитать книгу было ее. Женя рассчитывала на более приключенческий сюжет, а по факту «одни эмоции и переживания», как она выразилась. Лидия Львовна, которая все отрезала пирог и подкладывала всем на тарелочки, разделяла точку зрения Жени, о чем и сообщила нам. Олег же высказал мнение, что эта книга «на один раз». Мы еще пообсуждали сюжет и главных героев, их мотивы и убеждения, а потом, уже ближе к концу собрания, я осторожно спросила:
— Послушайте, как вы думаете, в нашем микрорайоне нужен книжный?
Все заговорили хором. Единый ответ был «да».
— У меня появилась мысль открыть книжный магазин, но мне нужен спонсор, — сказала тогда я.
Воцарилось молчание. Явно ни у кого не была припрятана парочка миллионов на открытие бизнеса. Лидия Львовна, которая всегда приходила на помощь в самый нужный момент, тоже молчала. Стасик поправил очки и хмыкнул.
— Ну, я тоже всегда мечтал открыть книжный, — сказал он, — но, по моим подсчетам, его окупаемость невероятно низкая.
Тут хмыкнула я. Вряд ли он получает большую зарплату на своей работе в архиве.
— А я бы открыл свой автосервис, — задумчиво проговорил Олег. Моргнув, я посмотрела на него, не шутит ли он. Нет, мужчина был совершенно серьезен. Тут наша дискуссия возобновилась, только теперь в новом ключе. Все стали рассуждать о бизнесе, предпринимательстве и прочем. Яна и Женя поделились своими идеями относительно собственного салона. В итоге про книжный все забыли, а я поняла, что многие мечтают о собственном деле, но в реальной жизни работать предпочитают наемными сотрудниками со стабильными зарплатами и возможностью отпуска, выходных и больничных.
Время собрания подошло к концу, т.к. окончательно стемнело и похолодало. За три недели мы условились договориться в чате, где встретимся в следующий раз. Рабочей версией была ближайшая кофейня, где можно было посидеть пару часов. Следующую книгу мы снова вытянули с помощью жеребьевки. В этот раз я специально принесла глубокую пластиковую миску, где в начале собрания лежали печеньки, а после там удобно было перемешивать наши бумажки с названиями книг. Снова с закрытыми глазами я вытащила записку. Судя по названию, это был какой-то фантастический роман. Все догадались, что сегодня удача улыбнулась Стасику. Он хлопнул в ладоши и сказал, что уже давно мечтал прочитать эту новинку от очень известного автора-фантаста. Мы пожали плечами; я как всегда отправила название новой книги в чат. Встреча была окончена: книгу обсудили, пирог съели, чай выпили, поболтали. Хоть спонсора для моего магазина и не нашлось, я была снова на эмоциональном подъеме. Книжный клуб заряжал меня фантастически. Не знаю, многие говорят, что заряжаются энергией от физических упражнений. Я же во время физкультуры только расходую силы. Перезаряжаюсь я все-таки от чтения и от приятной дискуссии о книгах, теперь я точно это знаю.
***
Прошло несколько месяцев, наступил Новый год. Книжный клуб работал в прежнем режиме: мы встречались раз в три недели примерно тем же составом. Иногда было мало людей, человек пять, не больше, иногда появлялся кто-то новенький. Максимальное число посетителей за минувший период — пятнадцать человек. Этот день у меня отмечен звездочкой в настенном календаре, потому что собрание тогда получилось очень живым, насыщенным, весьма запоминающимся для меня как организатора. Собирались мы в ближайшем кафе на первом этаже одного из наших домов. С администратором кафе мы договаривались заранее, потому что сладости мы приносили сами, а напитки покупали в заведении. Интересно было то, что все больше мы сближались с членами книжного клуба. Все чаще мы становились откровеннее друг с другом, обсуждая личные темы, на размышления о которых натолкнула нас та или иная книга. Некоторые проблемы, которые волновали одного из членов клуба, могли теперь интересовать и других. Мне, как куратору, приходилось иногда брать дискуссию в свои руки и возвращать людей к теме обсуждения — к сюжету книги, иначе наша встреча затянулась бы до ночи.
В один морозный февральский день мне позвонила Женя, маникюрщица из нашего книжного клуба. Она очень волновалась в трубку, я сразу поняла по голосу. Боясь, что что-то произошло, я вышла из своего рабочего кабинета в коридор, чтобы спокойно выяснить, в чем дело.
— Женя, ты почему шепчешь? Что случилось? — спросила я.
— Только что… в соседнем кресле… в общем… — она наконец взяла себя в руки и перестала шептать. — Я делала маникюр одной женщине, она моя постоянная клиентка. И сегодня она привела с собой мужа, на мужской маникюр, понимаешь? Его посадили в соседнее кресло к другой маникюрщице. Так вот, моя клиентка стала болтать с мужем о работе. Вернее сначала они говорили о другом, но потом…
— Давай ближе к делу! — поторопила я.
— Да-да, самая суть. Этот мужик, ну ее муж, он инвестор. Он сам сказал: «я как инвестор, в эту историю не вкладывался бы. Я более консервативный человек». А когда муж ушел, ему же быстрее маникюр закончили делать, я спросила у своей клиентки, во что инвестирует ее муж. Она сказала, что у него много разных бизнесов, один из которых, например, книжный магазин в центре Москвы, представляешь?! Я сразу о тебе подумала, помнишь, ты нас осенью спрашивала, не открыть ли в нашем микрорайоне книжный магазин.
— Женя, постой, но где этот бизнесмен, а где я… — я почувствовала себя маленькой и неуверенной даже стоя в офисном коридоре и просто разговаривая по телефону.
— Ну, за спрос денег не берут! Давай я попробую выяснить его контакт, а с тебя — ну, бутылка дорогого шампанского!
— А как ты узнаешь его номер?
— Придумаю что-нибудь. Его жена регулярно у меня делает маникюр раз в две-три недели. Спрошу у нее как-нибудь. Скажу, что у меня есть другой клиент, который ищет инвестора. Да в конце концов просто про тебя расскажу, про организатора книжного клуба. Я бы сегодня у нее спросила, но так разволновалась, что растерялась.
— Ладно, Женя, спасибо большое, очень интересные новости ты мне принесла.
На этом наш разговор был окончен, а я с тех пор потеряла сон и спокойствие. Нисколько не сомневаясь в том, что Женя раздобудет мне номер телефона инвестора, я стала мысленно готовить речь. Что я скажу бизнесмену по телефону? Потренировав речь, я поняла, что истинному дельцу понадобятся конкретные цифры. Мне пришлось заняться подготовкой реального бизнес-плана. Сколько стоит аренда помещения в нашем человейнике, сколько денег необходимо на приличный ассортимент книг, сколько нужно заложить для зарплатного фонда, а сколько — на электричество, на порчу книг, на кражи и прочие вещи.
Конечно, владелец книжного магазина в центре Москвы, наверно, сам лучше знает детали, у него есть связи с издательствами и все такое, но мне была нужна основа для разговора, чтобы он понимал, что я настроена серьезно.
Ровно через две недели Женя прислала мне номер телефона инвестора и имя. Я даже не стала спрашивать, как она это сделала, просто написала в ответ «большое спасибо!».
Несколько дней я очень сильно волновалась и все время откладывала звонок. В конце концов, набравшись храбрости, я позвонила. Хрипловатый низкий голос на том конце провода ответил буквально со второго гудка:
— Не могу говорить, перезвоните, — бросил инвестор кратко и жестко.
Какое же меня настигло разочарование! Я так долго готовилась к звонку и все, что услышала — резкое «перезвоните»! Я была зла и на него и на себя. И с чего я воображала, что он вообще будет со мной разговаривать? Почему я столько надежд вкладывала в этот несчастный телефонный звонок? И неужели я побоюсь перезвонить попозже? Скорее всего, меня испугал тон его голоса. Если бы он просто мягко проговорил: «извините, пожалуйста, сейчас очень занят, не могу говорить, соблаговолите перезвонить позже, мне не терпится услышать вашу идею». Я хихикнула: какая я все-таки наивная.
Продолжение здесь!
Как вы думаете, добьется ли Лена ответа от инвестора, или ей придется найти другого спонсора? А может она все же откажется от идеи книжного магазина?