Сюжет фильма довольно банален. Одинокая женщина влюбляется в женатого мужчину, который всё что может ей дать - это радость редких и коротких встреч, после которых она снова остаётся одна в тоскливой неопределённости, но с надеждой. И, тем не менее, эта история хорошо показывает факторы, способствующие формированию глубокой эмоциональной зависимости от другого человека.
Главные действующие лица фильма - разведенная француженка средних лет Элен, которая преподаёт в университете и воспитывает сына-подростка, и российский дипломат Александр, женатый на женщине гораздо старше себя.
Какие ошибки в поведении героини обусловили столь сильное "залипание" на любовнике?
1. Склонность к построению воздушных замков и оторванность от реальности.
Александр не давал Элен абсолютно никаких гарантий на продолжение отношений. С самого начала фильма было понятно, что он не планирует связать с ней свою жизнь. Но женщина влюбилась и начала питаться надеждой, что он её полюбит и, быть может, уйдёт от жены, вместо того чтобы взглянуть на ситуацию рационально и самой регулировать дистанцию между ними.
2. Большая заинтересованность в отношениях.
Александр только в самом конце фильма вскользь спросил у Элен, как она сама и про её сына. До этого их общение ограничивалось сексом, а после секса они говорили о нём: о его интересах, времяпрепровождении ...
Она признавалась ему в любви, а он почти ни слова не сказал о своих чувствах.
3. Отсутствие границ.
Их встречи проходили исключительно по его правилам. Александр мог внезапно позвонить и Элен бросала свои дела, нарушала границы своего сына, прося его переночевать у знакомых, друзей, даже не задаваясь вопросом, почему её любовник "не парится" организацией места их встреч. Он был очень скуп на информацию о своих планах, личной жизни, что уже свидетельствует об отсутствии доверия, близости и нежелании впускать её в своё личное пространство.
4. Серость в повседневной жизни.
Элен замкнула все свои интересы на любовнике: дни и ночи проводила в мечтах о нём, забросила написание диссертации, встречи с друзьями, жила от звонка до звонка, искала про него информацию в интернете и даже пыталась шпионить за его женой, ездила в места, где бывал Александр, чтобы "подышать воздухом, которым дышал он". Элен очень сильно впитала его в себя, он стал большой её частью, поэтому разлука в итоге погрузила женщину в депрессию.
Зачем так глубоко впускать в себя человека, если нет никаких гарантий на взаимность?
5. Неумение отличить настоящую любовь от инфантильной эгоистической потребности эту любовь лишь получать. Такая зависимость от "получения" делает человека рабом своей страсти.
Да, Александр был увлечён этой тайной игрой с Элен, но для него это была именно игра, в которой он любовался собой и своим доминированием, будучи неспособным на истинные чувства, эмпатийность и заботу.
Незрелая, симбиотическая любовь, как писал Эрих Фромм, включает в себя садизм и мазохизм - это состояние слияния, в котором ни одна сторона не является целостной и свободной.
Оба зависимы от того, чтобы тянуть друг друга за струны души и вызывать сильные аффекты.
В любви, пишет Фромм, осуществляется парадокс, когда двое становятся одним и все же остаются двумя.
В фильме же можно увидеть отсутствие целостности героев, когда Элен не чувствует себя полноценной в отсутствие любовника, а Александр боится потерять себя, если позволит себе стать ближе.
Когда индивид преодолевает эгоцентризм, потребности другого становятся такими же значимыми, как собственные, и постепенно концепция любви трансформируется из "быть любимым" в "любить".
Из эгоцентричного поведения Александра видно, что он ещё мальчик и не способен к зрелой любви, к заботе о чувствах близкого. Он хочет не любить, а быть любимым. Именно такой мотив удерживает его в отношениях с Элен. Александр пропадает, чтобы по возвращении убедиться, как сильно она его ждала, страдала, и, тем самым, подпитать своё Эго.
Элен тоже эгоцентрична, потому что свою эгоистичную страсть, потребность заслужить одобрение любовника ставит выше заботы о других близких людях и, по сути, перестаёт питать какой-либо интерес к своему окружению, к своей собственной жизни. Она как ребёнок, который отказывается есть с ложки, требуя материнскую грудь.
Вовремя прозреть и взять на себя ответственность за свою жизнь и за своё взросление поможет не стать заложником фрустрированных потребностей родом из детства, когда не удалось получить от матери безусловной любви.