Центробанк может понизить ключевую ставку до 7% до конца года — такое мнение высказал гендиректор АКРА Михаил Сухов. Ситуация с инфляцией после весеннего скачка начала стабилизироваться, что позволит ЦБ продолжить снижать ключевую ставку для стимулирования экономики
Снижение правительством инфляционного прогноза по сравнению в весенним всплеском цен обусловлено дефляцией. Последняя, кроме сезонного аграрного фактора, сочетает в себе укрепление позиций рубля и ослабление потребительского спроса, что стало оборотной стороной снижения реальных доходов населения. Продавцы попросту не могут повышать цены, когда люди предпочитают не столько тратиться, сколько экономить на «черный день».
Напомним, ЦБ в конце февраля, после начала спецоперации во избежание неуместных рисков решительно повысил ключевую ставку до рекордных 20%, что стабилизировало ситуацию со вкладами в банках и не дало раскрутиться инфляционной спирали. Однако это практически поставило на паузу развитие экономики. И если правительство буквально в марте ожидало, что темпы роста цен к концу года достигнут 20%, то сейчас эта планка уже опущена до 14,5%. По оценке Росстата, пик годовой инфляции выпал на апрель, когда она сфокусировалась на показателе 17,83%, но уже по результатам июля замедлилась до 15,1%. В итоге, уже в июне ставка вернулась на уровень в 9,5% годовых, а в июле была опущена до 8%. И по всей видимости это еще не предел.
Цель ЦБ очевидна — оживить оказавшуюся под санкциями экономику за счет роста потребкредитования, стимулировать бизнес. Но не является ли такая политика рискованной, учитывая, что инфляция хоть и ниже прогнозной, но остается высокой? Не разгонит ли такое резкое снижение ставки инфляцию? Или игра на понижение ставки с точки зрения ЦБ все-таки стоит свеч, прежде всего, с точки зрения разгона экономики?
Аналитики объясняют, что регулятору сейчас приходится идти по «тонкому льду», где с одной стороны зияет пропасть экономического спада, а с другой — опасность некотролируемого скачка инфляции с стране.
«Центробанку приходится выбирать из двух зол, однако инфляция сейчас представляется меньшей угрозой. Бизнес и без того тяжело переносит последствия нарушения транспортных цепочек и разрыва экономических связей, которые будут замещаться и восстанавливаться ещё долго, поэтому облегчение для компаний привлечения средств на развитие, а для населения – повышение доступности кредитования представляется более важным, чем сдерживание инфляции. Тем более, что последняя, испытав стрессовый взлет в прошлом и начале нынешнего года, существенно превысила объективные показатели. И теперь выравнивается, приходя к адекватным значениям. Да, риски велики. Однако, в России до последнего стараются придерживаться монетарных методов управления экономикой», — сказал «Московской газете» Артем Клюкин, эксперт ИК «ИВА Партнерс».
«ЦБ РФ находится на развилке. Во-первых, высокий уровень инфляции (15% год к году) обусловлен накопленным ростом цен с начала года, особенно рекордным с 1999 г. скачком цен в марте (7,6% за месяц). Во-вторых, с мая по начало августа данные Росстата фиксируют преимущественно отрицательные недельные темпы инфляции (дефляцию или, по терминологии ЦБ РФ, «дезинфляцию»), которая отражает снижение потребительского спроса, сокращение кредитования в апреле-мае и эффект укрепления рубля с марта по июнь. Инфляция замедляется быстрее, чем это прогнозировал регулятор. В-третьих, на пресс-конференции зампреда ЦБ РФ А. Заботкина отмечено, что снижение цен, наблюдавшееся по широкому кругу товаров в мае, июне и июле было уже менее выраженным, а во втором полугодии ЦБ РФ ждет усиления проинфляционных рисков, и в целом высокий уровень неопределенности, объясняющий широкий диапазон прогноза инфляции на конец года (12-15%)», — поделилась своим мнением с «Московской газетой» Ольга Беленькая, руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам».
Где нижний предел понижения ставки?
«Сейчас Банк России реагирует на ситуацию краткосрочного снижения цен и низкого потребительского спроса, и он снижает ключевую ставку, пытаясь стимулировать кредитование, потребление, инвестиции и тем самым смягчить негативные последствия для экономики. Но при этом регулятор ждет усиления инфляционных рисков на горизонте до конца года и в следующем году, вследствие ожидаемого сокращения профицита счета текущих операций и возможного ослабления курса рубля, увеличения бюджетных расходов, дефицита импортных товаров и комплектующих, связанного с исчерпанием запасов и неполным восстановлением поставок. А значит, потенциал дальнейшего снижения ключевой ставки до конца года может быть ограничен и будет зависеть от динамики инфляции, инфляционных ожиданий, курса рубля, кредитной и сберегательной активности. Снижение ключевой ставки до 7% к концу года – вполне вероятный прогноз, но он не гарантирован, если ЦБ РФ увидит перелом тренда и усиление инфляционного давления. Более того, прогноз регулятора по средней ключевой ставке на будущий год (6,5-8,5%) предполагает, что, если инфляция будет складываться выше прогнозной траектории, ключевая ставка может быть и повышена», — подчеркнула аналитик.