Найти тему
1001.ru

Почему прав Владимир Шахиджанян

Идею Шахиджаняна я решил поддержать публично

Это не просто мысли человека, активно поддерживающего «СОЛО на клавиатуре». Это его доклад для XXXI международной конференции ИТО-2020. Да-да, так и звучит: «Почему прав Владимир Шахиджанян». Автор — Эдуард Назаренко, профессор, почётный работник высшего профессионального образования. Предлагаем с этим необычным докладом познакомиться.

Хочу пояснить нестандартное название доклада и его тему видеосюжетом, снятым 19 декабря 2019 года на большой пресс-конференции президента России.

Возможно, многие из вас видели этот 3-минутный «баттл» между Владимиром Владимировичем Путиным и Владимиром Владимировичем Шахиджаняном. Вся дискуссия в ролике интересна, но нас интересует содержание со 2-й по 3-ью минуту — это и есть тема доклада.

Смотрим и слушаем:

Владимир Владимирович Шахиджанян — выдающийся отечественный Дон Кихот, сражающийся с министерствами и ведомствами за абсолютно очевидную вещь — простой способ повысить производительность труда во всех сферах, связанных с информационными технологиями, т. е. фактически везде, путём обучения десятипальцевому слепому методу ввода информации в компьютеры.

Об этом он постоянно пишет и докладывает уже много лет, а в результате — три тома отписок.

Почему я решил поддержать идею Владимира Шахиджаняна публично?

Не только потому, что «за державу обидно».

Я всю свою сознательную жизнь ввожу информацию вслепую: сначала на пишущей машинке, когда был аспирантом и экономил на машинистках, а потом — на компьютерах.

Так удачно сложилось. И это здорово помогло и в профессии, и в жизни.

В лихие 90-е годы, уже будучи профессором, чем только ни занимался, чтобы зарабатывать на жизнь. В том числе преподаванием машинописи уже не на пишущих машинках, а на первых советских персональных компьютерах ДВК (производства Зеленограда) с использованием первых программ-тренажёров машинописи типа TRK и TG в модном в те годы первом частном институте Натальи Нестеровой.

Её институт готовил секретарей-референтов высокой квалификации. Курс обучения включал, естественно, и офисные программы, тогда ещё MS Works. Я у них преподавал ещё и стенографию.

И вот какая печаль («многие знания — многие печали»): где бы я потом ни работал, за редкими исключениями не встречал коллег, владеющих слепым десятипальцевым методом ввода информации. И это неудивительно: ведь ни в школах, ни в вузах в России массово этому не учат.

В статье Владимира Шахиджаняна в «МК» от 2003 года (храню вырезку, в тезисах есть гиперссылка) приведены данные о том, что в США 74% населения владеют слепым десятипальцевым методом, а в России только 5%.

Наш коллега Куприянов Дмитрий Васильевич из МГПУ в своём курсе «Основы личной эффективности в работе с информацией» приводит данные:

В школах Запада обязательно учат двум предметам. Первое — это правилам дорожного движения, второе — это навыкам слепой печати.

Я в образовании давно, случилось преподавать за рубежом на французском и английском языках, потому общаюсь с коллегами из Франции, Италии, США и знаю состояние вопроса.

Мы постоянно сталкиваемся с «двумя пальцами» во всех государственных учреждениях. Когда приходится обращаться в поликлиники, просто «закипаю», глядя, как врачи и медсёстры тратят впустую массу времени, вводя информацию либо рукописно, либо двумя пальцами.

А буквально накануне карантина пришлось срочно получать в МФЦ новое водительское удостоверение. Та же картина, усугублённая тем, что в МФЦ работает в основном молодёжь.

С 2005 года преподаю информационные технологии в Академии социального управления и не встречал студентов-первокурсников, которые вводили бы информацию вслепую десятью пальцами. А это в основном ребята из Московской области, не глухая провинция.

Жизнь показывает, что обучение машинописи на компьютере нужно сделать обязательным предметом в средней школе. И лучшей программой для обучения машинописи, с моей точки зрения, является «СОЛО на клавиатуре» Шахиджаняна.

-2

Использовал её в учебном процессе, когда начал работать в АСОУ (Академии социального управления) в 2005 году заведующим кафедрой ИТ. Удалось буквально «пробить» факультатив «Машинопись» на первом курсе, но на один год ввиду отсутствия преподавателей.

Часы на курс машинописи можно найти в объёмном курсе информатики с 5 по 11 класс. Внучка в этом году окончила 11-й класс, потому хорошо знаком с программой курса информатики.

У меня давно возникла крамольная мысль: изъять из программы этого курса весь раздел программирования. Учить программированию всех, начиная с детского сада, пошло от академика Ершова А.П. с его идефикс «Программирование — вторая грамотность» в те далёкие времена, когда все учились программированию самостоятельно. Потому что оно было ещё в детском возрасте.

И я в те далёкие времена самостоятельно изучал и Fortran, и Assembler (запомнился замечательный американский учебник по Assembler автора Брэдли).

Увы, в наше время программирование совсем другое.

-3

Приятель — профессиональный программист — окончил Мехмат МГУ, другой — МВТУ имени Баумана. А внучка — отличница, но она не напишет мало-мальски серьёзную работающую программу.

Есть, конечно, школьники, которые пишут работающие программы, потому что они этим увлечены, и они будут сдавать ЕГЭ по информатике, чтобы поступать в профильные вузы.

А много ли ребят в России выбирают ЕГЭ по информатике?

Я поинтересовался у коллеги, который причастен к этой статистике: в Московской области только 16% выпускников этого года выбрали ЕГЭ по информатике, как раз, чтобы изучать программирование в профильных вузах 4-5 лет и получить престижную профессию программиста.

Так стоит ли огород городить с 5 по 11 класс ради этих 16% во всех средних школах России? Может быть, достаточно иметь специализированные классы.

С другой стороны, обучая ребят-первокурсников из Московской области с 2005 года (это основной контингент АСОУ, так как учредитель Академии социального управления — областной Минобразования), вижу, что уровень знаний офисных программ у первокурсников просто никакой: приходится учить фактически «с нуля» профессионально работать с этими программами, поскольку в школе они только поверхностно знакомятся с ними.

Например, в популярных учебниках Босовой Л.Л. «Информатика» теме СУБД посвящено только 10 с. (9 класс, с. 42-51), теме обработки текстов — 20 с. (10 класс, с. 233-253), теме подготовки презентаций — 10 с. (10 класс, с. 277-287), теме обработки таблиц — 40 с. (11 класс, с. 5-45), — это же ничтожно мало.

Это к тому, что программу курса информатики в школе следовало бы сделать практико-ориентированной.

С моей точки зрения, выпускники школы уже должны профессионально владеть всеми офисными программами, чтобы в вузах не дублировать школьный курс информатики.

Кроме того, все выпускники школы должны владеть слепым десятипальцевым методом ввода информации (желательно, и в кириллице, и в латинице).

Кстати, в некоторых советских школах были уроки по изучению машинописи в классах, оборудованных пишущими машинками. Когда со временем в школах начали появляться компьютерные классы, следовало бы сразу и начинать учить школьников печатать «вслепую».

-4

Но, как видим, для этого одного В.В. Шахиджаняна оказалось мало.

Резюмирую: нельзя откладывать в долгий ящик это поистине государственное дело — следовало бы уже с нового учебного года вводить в школах обязательный курс машинописи, а в вузах хотя бы факультативы.

Но это решается
почти на небесах.

Написал письмо с этим предложением министру образования Московской области (по подчинённости). Ответ-отписка не заставил себя ждать. Меня поблагодарили и отправили в министерство просвещения РФ.

Пришлось написать письмо Сергею Сергеевичу Кравцову с тем же конкретным предложением. Ответа во входящей почте не было больше месяца.

Позвонил в общественную приёмную Минпроса. По их совету ответ нашел вчера в спаме — достойное место для этого образца отписки.

Это же просто «вишенка на торте».

-5

Призываю педагогическую общественность поддержать предложение о введении в школах обязательного предмета — машинописи на компьютере.

Если не мы, то кто?

Эдуард Григорьевич Назаренко,
профессор, почётный работник
Высшего профессионального образования,
лауреат премии Совета министров СССР

Материалы автора