Крутая речка протекает в 2,5 км к северу от села Миасского и ее ключевые истоки находятся в 11 км северо-западнее райцентра на заболоченной возвышенности. В своем верховье Крутая речка представляет из себя узкую протоку, спрятанную в заросших осокой и камышами небольших ложбинках, но в окрестностях райцентра ее русло превращается в широкий и глубокий овраг (до 8 метров) с пологими берегами. Немецкий путешественник Иоганн Георг Гмелин, посетивший наш край в 1742 году, в своей книге «Путешествие по Сибири» называет Крутую речку ручьем Ольховкой. Это первое упоминание о водной артерии в письменных источниках. И.Г. Гмелин отмечает заболоченность ручья и его впадение в реку Миасс. Расстояние ручья Ольховки от Миасской крепости в то время со слов немецкого путешественника составляло четыре версты. Следует отметить, что на старинных картах начала 19 века Крутая речка также обозначена как Ольховка.
Крутая речка в нижнем течении богата геологическими, природными и археологическими достопримечательностями. В долине Крутой речки в 600 метрах от ее впадения в Миасс находится небольшой каменный карьер. Здесь выходит на поверхность кристаллическая порода – порфирит плагиоклазовый. Эта порода вулканического происхождения. Именно в этом месте в древних осадочных породах мною были обнаружены окаменелые останки белемнитов. Белемниты – это головоногие моллюски, существовавшие в период мезозойской эры. По строению моллюски напоминают кальмаров, однако раковина – ростр, в которую пряталось тельце, была более мощной. В качестве ископаемых останков чаще всего находят ростр белемнитов, похожий на наконечник стрелы, отсюда происходит их греческое название. Обитали белемниты в морях с кембрийского по меловой период (516 – 65 млн. лет назад).
В одном километре западнее от находок белемнитов и выше по течению Крутой речки я также обнаружил следы дна древнего моря в виде сплошного кораллового покрытия – залежей метаморфоз морских губок. Кораллами называются известковые отложения морских полипов. Растут кораллы на мелководье и обладают повышенными требованиями к температуре и прозрачности воды. Найденное мною крупное кладбище кораллов на Крутой речке, некогда представляющее из себя большой подводный риф, еще раз свидетельствует о том, что территория современного Красноармейского района в далекие времена являлась пришельфовым дном необозримого теплого моря и сегодня у нас под ногами покоятся окаменелые останки древних обитателей морских глубин. Единичные отростки кораллов встречаются на всем протяжении Крутой речки от ее верховьев до устья, но в данном месте метаморфозы морских губок покрывают берег многометровым сплошным слоем.
Из современных обитателей Крутой речки следует выделить пресноводных двустворчатых моллюсков – беззубок обыкновенных. Раковина у беззубок овальная, состоит из тончайших пластинок, налегающих одна на другую. Они имеют красивый отблеск, переливающийся всеми цветами радуги. Каждая створка состоит из трех слоев: рогового, фарфорового и перламутрового. На поверхности раковины беззубки хорошо различимы широкие летние и зимние полосы годового прироста. По этим полосам легко определить возраст моллюска. Тельца беззубок заключены в раковины, скрепленные друг с другом с одного края, возле макушки, упругой белковой связкой. Такое устройство раковины позволяет открывать створки для питания или передвижения и плотно закрывать их в случае возникновения опасности. Большое количество беззубок обыкновенных я находил в детстве на реке Миасс. Но моллюски на Крутой речке превосходят своих сородичей в Миассе по размерам раковин в несколько раз, и скорее всего, по причине более чистой воды.
40 лет назад я с братьями Алексеем Баймаковым, Сергеем и Александром Карповыми ловили рыбу в Крутой речке (окунь) неподалеку от ее впадения в Миасс. Я также предпринимал неоднократные попытки с целью размножения запустить в речные заводи раков, специально привезенных из озера Еловое. Мои намерения не принесли ожидаемых результатов, так как естественные условия новых мест обитания оказались крайне неблагоприятными для проживания раков.
Несколько лет назад небольшое водохранилище на Крутой речке (в простонародье – Штанина) размыло дамб, и поток воды хлынул вниз, размывая береговые отложения на протяжении двух километров ниже по течению реки. Воспользовавшись удобным случаем, я внимательно осмотрел дно и склоны оврага Крутой речки на предмет обнаружения костных останков ископаемых животных. Одна из найденных мною костей определена как кость дикой лошади и датирована ведущим палеонтологом из г. Екатеринбурга П.А. Косинцевым эпохой мамонтовой фауны. Старожил села Миасского В.А. Никитин рассказывал мне, что в детстве он со сверстниками на берегу Крутой речки находил кости диких животных «охапками» и относил их для классификации в школьный музей Владимиру Константиновичу Егорову. По причине практически полного уничтожения экспонатов школьного музея установить принадлежность упомянутых костей к определенному виду животных сегодня не представляется возможным. Просматривая негативы фотопленок В.К.Егорова, я находил большое количество снимков более чем полувековой давности с костями животных (мамонт, дикая лошадь, бизон, носорог шерстистый), но сказать с определенной уверенностью, что данные кости найдены именно на Крутой речке нельзя.
Из археологических достопримечательностей на Крутой речке следует выделить два обнаруженных мною поселения бронзового века и 4 кратковременные стоянки древних южноуральцев, относящихся к той же эпохе. Возраст данных местонахождений ориентировочно составляет 3500 лет. Поселение на Крутой речке – 1 (алакульская археологическая культура) открыто мною в 2015 году и расположено в 2,2 км северо-восточнее села Миасского на широком мысу старичного левого берега Миасса, образованного впадением Крутой речки в речную заводь к западу от площадки. При разработке глиняного карьера полвека назад значительная часть культурного слоя древнего поселения уничтожена (до 90%).
На противоположном берегу Крутой речки расположен грунтовый могильник поселения, который насчитывает более 100 погребений. В 1968 и 1969 годах объект исследовался отрядом Уральской археологической экспедиции под руководством В.Ф. Генинга. В раскопках участвовали ученики Миасской школы. Всего было заложено три раскопа общей площадью 1953 кв.м., которые вскрыли 67 погребений, относящихся к 15-12 векам до нашей эры. Сегодня «Миасский могильник» на Крутой речке является памятником археологии федерального значения.
В 600 метрах северо-западнее от могильника, на вершине, так называемой Калмацкой горы, величественно возвышается курганная насыпь, датируемая археологами тем же периодом, что и алакульский некрополь на Крутой речке. Еще два кургана уничтожены полвека назад в результате распашки. Я допускаю мысль о том, что обитатели поселения Крутая речка – 1 хоронили в грунтовом могильнике рядовых членов общины, а курганные захоронения на Калмацкой горе предполагали особый социальный статус умерших (племенные вожди и жрецы). Алакульские многомогильные курганы определяют также и как семейное кладбище. За 15 лет тщательного изучения распаханной земли вокруг уцелевшего кургана я собрал внушительную коллекцию каменных орудий труда – мотыг, скребков, точильных и терочных камней, с помощью которых люди возводили земляные насыпи над могилами похороненных людей. Месторасположение уничтоженных курганов сегодня можно легко определить по светлым могильным пятнам, выделяющихся на фоне чернозема распаханных земель. Но при осмотре данного могильника в 2020 году доктором исторических наук А.Д.Таировым датировка курганов была отнесена Александром Дмитриевичем к раннему железному веку, что расходится с паспортными данными 1993 года на памятник истории, как минимум, на тысячу лет.
Еще одно поселение древних южноуральцев на берегу Крутой речки выявлено мною в 2016 году и расположено на пологом мысу левого берега реки, образованного изгибом ручья к западу от площадки. Возраст поселения ориентировочно составляет 3500 лет и датируется эпохой бронзового века. Практически вся площадка поселения уничтожена в ходе земляных работ при создании котлована искусственного водоема. Фрагменты орнаментированной керамики и многочисленные костные останки животных я подбирал с близлежащих к ручью пахотных земель.
Помимо двух вышеуказанных долговременных поселений в долине Крутой речки (2 км от устья и выше по течению) я также обнаружил 4 стоянки людей эпохи бронзового века (смотри карту), которые фиксируются наличием многочисленных фрагментов орнаментированной керамики, каменными орудиями труда и костями животных. В 2021 году на одной из восточных стоянок эпохи бронзового века я подобрал с пашни обработанный рукой человека камень. А.Д. Таиров датировал метод ручной обработки данного камня эпохой мезолита (примерно 8000 лет). Любопытно, что на одной из стоянок древних южноуральцев в радиусе одного метра я подобрал с распаханной земли более 25 камней горного хрусталя и разновидностей топаза (нижний снимок). Данные камни имеют острые режущие свойства, и древние обитатели долины Крутой речки использовали данный фактор в хозяйственных целях (разрезка шкур животных).
В период схождения снежного покрова и прохождения паводковых вод невзрачный ручей под названием Крутая речка превращается в бурлящий и пенный поток глубиной до полутора метров. На своем пути водная стихия подтачивает и размывает русло реки, обнажая в береговых обрывах кости ископаемых животных и древние морские окаменелости. Поэтому исследовать Крутую речку необходимо каждый год. И не было еще такого случая, чтобы я ушел с ее берегов разочарованный отсутствием удивительных находок.