Найти тему
Ksoruks

Обряды и ритуалы на берегах Гавайев. Молокаи жертвенная яма

Оглавление

Используя исследования этнографов, археологи смогли интерпретировать значение полости с останками животных, обнаруженной на острове Молокаи, на островах Гавайского архипелага.

Этнографы вели свои исследования с начала 19 века, и многие из них имели местные корни. Благодаря радиоуглеродному датированию археологи также смогли определить, что жертвенная яма Молокаи является следом деятельности человека на побережье острова с 14, 15 или начала 16 веков нашей эры.

Гавайская этнография

Знание культуры, верований и ритуальной жизни коренных жителей Гавайев основано на работе исследователей из Соединенных Штатов Америки, а также на местных ученых, таких как Дэвид Мало, Зеферин «Кепелино» Кахоали Кеауокалани, Сэмюэл Камакау и Джон Папа "И". Свои пионерские исследования они вели с начала 19 века. Важнейшим из первых исследователей гавайской культуры был шведский этнограф Авраам Форнандер, свободно владевший гавайским языком со второй половины XIX века.

Благодаря работе своих предшественников археологи, ведущие раскопки на Гавайском архипелаге, могут интерпретировать обнаруженные архитектурные памятники, а также более мелкие объекты, связанные с деятельностью человека в прошлом. Публикации ранних этнографов также позволяют попытаться воссоздать их религиозное значение.

Боги, храмы, алтари и подношения

« Хейау» — это традиционные гавайские храмы, которые состояли из платформ или террас и каменных сооружений, обычно возводившихся на холмах. Чаще всего они имели круглый, прямоугольный или квадратный план застройки, но некоторые «хейау» имели форму небольшого каменного круга или цельного монолита. Элементы ландшафта, которые считались священными, также назывались «хейау». Каждый храм имел определенные свойства и функции и был посвящен определенному божеству из гавайского пантеона. Важнейшими богами были: Лоно — защитник урожая, дождя и плодородия, Кане и Каналоа — боги рыбной ловли, и Ку — бог войны, политики и земледелия, которому приносились человеческие жертвы.

План хейау Хейл О Пи 'Илани в окрестностях ущелья Хономаэле, Мауи. Основываясь на Национальном реестре исторических мест Соединенных Штатов Америки под номером 66000300 © Эдвард Берди, Кхань Дао, Дана Локетт (Служба национальных парков)
Выпущено под лицензией Public Domain Mark 1.0
План хейау Хейл О Пи 'Илани в окрестностях ущелья Хономаэле, Мауи. Основываясь на Национальном реестре исторических мест Соединенных Штатов Америки под номером 66000300 © Эдвард Берди, Кхань Дао, Дана Локетт (Служба национальных парков) Выпущено под лицензией Public Domain Mark 1.0

Жители Гавайев также возводили меньшие алтари для божеств, которые назывались «коа». Это были места, где богам приносили в жертву фрукты или животных. Чаще всего их строили на возделываемых полях или на пляжах, поблизости от рыбных промыслов.

Жертвенная пещера Молокаи - открытие и исследование

Таинственный объект был обнаружен на пляже Каваалоа на острове Молокаи. В яме глубиной 13 сантиметров находились останки трех видов рыб из семейства шаровидных, съедобной черепахи и эндемичных гавайских гусей-нене. Жертвенная яма молокаи заполнена однородным желто-коричневым коралловым песком, что указывает на то, что  жертвоприношение было совершено в рамках одного ритуала . Следов горения или древесного угля в нем не обнаружено, что могло бы свидетельствовать о наличии очага или ином использовании огня во время жертвоприношения.

Маска бога Ку, божества войны, политики и сельского хозяйства © Lebrac
опубликовано по лицензии CC BY-SA 3.0 через Wikimedia Commons
Маска бога Ку, божества войны, политики и сельского хозяйства © Lebrac опубликовано по лицензии CC BY-SA 3.0 через Wikimedia Commons

Исследователям удалось определить, что в этой яме отложились останки как минимум 62 рыб. Рыбу из семейства шаровидных на Гавайях называют «пуа’а кай» или  «морские свинки». Этот термин имеет ритуальное значение - к рыбе относились как к церемониальной  замене свиньи ! Их приносили в жертву богу Лоно, когда нельзя было предложить ему свинью. Эти рыбы также использовались в ритуалах, посвященных богам рыболовства: Кане и Каналоа.

Помимо рыбы, в жертвенной яме Молокаи также находятся останки пищевой черепахи. В культурах коренных народов Полинезии это животное имеет большое религиозное значение. Оно предназначалось для вождей, а его останки помещались в храмах во время самых важных церемоний. На островах Гавайского архипелага пищевых черепах ели только мужчины. Эти животные также неоднократно появлялись в мифах и легендах коренных народов.

Маска бога Кане, одного из двух гавайских богов рыбной ловли © Ruthven, опубликовано под номером CC0 1.0, через Wikimedia Commons
Маска бога Кане, одного из двух гавайских богов рыбной ловли © Ruthven, опубликовано под номером CC0 1.0, через Wikimedia Commons

В жертвенную яму также клали гуся нэнэ. Сегодня это эндемик Гавайских островов, самый редкий дикий гусь в мире. Дэвид Мало описал, что для гавайцев нене выделяются среди всех других птиц, и что их перья высоко ценятся и используются для создания символа власти вождей «кахили». По поверьям местных народов, гуси-нене должны были соединять океан и горы, так как перемещались между ними во время своих сезонных кочевок.

Исследователи не стали трактовать символическое и религиозное значение жертвенной ямы однозначно. Однако они утверждают, что находка связана с ритуальным поведением и, скорее всего, была подношением всем главным богам гавайского пантеона.

Радиоуглеродное датирование указывает на то, что жертвоприношение имело место между 1302 и 1522 годами нашей эры и, следовательно, немного позже поселения на Гавайях, которое, согласно современному уровню знаний, произошло в 12 веке нашей эры (скорее всего, между 1218 и 1266 годами).