Кто то наверняка слышал давнюю шутку юмора про подводную лодку в степях Украины, которая погибла в неравном воздушном бою. Так вот, здесь история схожая, но в отличии от фольклорной субмарины, космический корабль проекта "Энергия - Буран" на полевом аэродроме под Калугой вполне реален. Как он там очутился? И что это за аэродром?
В далëком 1973 году, в застенках Комиссии Президиума Совета министров СССР по военно-промышленным вопросам (ВПК при СМ СССР) появилась задача создания многоразовой космической системы. Она должна была выводить на орбиту космические аппараты и космонавтов, а заодно конечно же глядеть в оба за потенциальным противником.
В 1976 году Главным управлением космических средств Министерства обороны СССР было выдано тактико-техническое задание на разработку этой самой системы, а основным разработчиком стало созданное под этот проект НПО "Молния".
В 1980 году началось активное строительство космических кораблей на Тушинском машиностроительном заводе. Проект был во всех смыслах колоссальным. Изготовлением различных узлов, систем и агрегатов занимались самые прогрессивные научно-исследовательские институты страны советов, в ход шли передовые технологии. Речь шла о совершенно новом подходе к полëту человека в космос.
В 1984 году был готов первый экземпляр орбитального корабля по проекту "Буран-Энергия". Транспортировка исполина (36м длина, 24м размах крыла, вес около 86 тонн) осуществлялась по воде в город Жуковский, а оттуда на специальном самолëте-транспортировщике — прямиком на аэродром близ Байконура.
15 Ноября 1988 года с площадки номер 110 космодрома Байконур советский орбитальный корабль Буран выполнил свой первый полëт. На орбиту его вывела ракета-носитель Энергия. Полëт проходил полностью в автоматическом режиме, с использованием громоздких и примитивных по современным меркам вычислительных систем. Это сейчас флешка содержит гигабайты информации, а тогда бобины магнитной ленты или перфоленты, стопки перфокарт содержали несколько килобайт. Сейчас процессор немногим меньше пачки сигарет, а в те годы чтобы добиться хотя бы 1/10 производительности современного процессора, нужно было отстроить целый зал ЭВМ, изготовить сотни плат и проложить километры проводов.
Приземление состоялось успешно. Это был настоящий триумф отечественной науки! Но время шло, государство трещало по швам, а финансирование проекта "Энергия - Буран" сокращалось.
Всего по этому проекту было построено 5 орбитальных космических кораблей в разной степени готовности и неисчислимое количество макетов для различных испытаний.
- 1.01 "Буран" - первый и единственный совершивший полëт корабль
- 1.02 "Буря" - второй и последний из полностью завершëнных. Его задачей было совершить второй автоматический полëт и осуществить состыковку с пилотируемой станцией "Мир".
- 2.02 и 2.03 - четвëртый и пятый образцы — остались на самых ранних стадиях постройки. После закрытия проекта покинули цеха ТМЗ в виде металлолома.
- 2.01 "Байкал" — третий по счëту и наиболее завершëнный из аппаратов второй серии. Вторая серия кораблей данного типа предполагала более длительное нахождение в космосе. Завершëн на 30%.
Образец 2.01 долгое время простаивал в цехах Тушинского машиностроительного завода, затем был транспортирован на причал Химкинского водохранилища, откуда был перевезëн по воде на аэродром Жуковский для дальнейшей реставрации. Но с реставрацией как-то не срослось. В итоге "Байкал" выкупил известный бизнесмен и основатель крупного музея военной техники Вадим Задорожный. Таким образом "Байкал" поехал в разобранном виде в Калужскую область на киностудию "Военфильм — Медынь", которая находится на территории бывшего аэродрома ДОСААФ.
Возможно, что время этого проекта ещё впереди...
Туда же, кстати, переехали самолёты и вертолёты с Ходынского поля.
Авиация прибывает на территорию кинокомплекса в разобранном виде. Сборка осуществляется на месте.
По словам сотрудников Военфильма, этот Л-29 на аэродроме местный.
Диспетчерский пункт врос в землю. Он не покидал этого места ещё со времëн использования аэродрома по прямому назначению.
Сейчас это пост охраны и из него ведётся наблюдение за экспонатами.
Помимо Байкала и авиации на территории кинокомплекса "Военфильм - Медынь" есть множество другой, не менее интересной техники и целая кинодеревня. Но об этом я расскажу чуть позже.
Upd.
Кинодеревня ↓
Техника ↓
Фото от 24 апреля 2022г.
Езжу часто, вижу много. Подписывайся, будет интересно.