Найти в Дзене

Будущее национальной системы высшего образования: траектория выбрана

Выход России в марте этого года из Болонского соглашения активизировал споры касательно будущего национальной системы высшего образования. В настоящее время уже понятно, что процесс изменений будет носить эволюционный, а не революционный характер. Возобладал компромиссный подход к построению новой образовательной архитектуры — в его рамках планируется использовать и развивать лучшие практики с точки зрения суверенных интересов.

Трансформация системы немыслима без консенсуса зачастую полярных подходов «индивидуалистов» и «государственников». Если для одних национальная архитектура высшего образования должна обеспечивать качественные условия для самореализации и развития талантов, то для других ключевой задачей высшей школы является экономический рост. Между тем от этого напрямую зависит содержание образования, типология учебных заведений, стандартов и программ.

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков уже подтвердил, что обновленная система будет сочетать специалитет, бакалавриат и магистратуру. При этом на критически важных направлениях подготовки преимущественно планируется вводить специалитет. Университеты смогут реализовывать оба уровня программ. Де-факто их ждет дифференциация относительно вклада в решение национальных задач развития. Некоторые вузы фактически уже сделали свой выбор.

Ректор Московского государственного университета Виктор Садовничий:

«Бакалавриат не способствует повышению уровня фундаментального образования. МГУ не перешел на эту систему, мы учим специалитет и магистратуру. Я предложил подниматься на новые ступени в нашей системе, готовить специалистов в подавляющем большинстве вузов. При этом есть направления, где бакалавриат достаточен».

Сохранение бакалавриата позволит минимизировать вред для экспорта российского образования. Кроме этого, текущая ситуация в экономике требует максимальной гибкости образовательных программ и форматов обучения — гибридная модель этому прекрасно отвечает. Также ожидается дальнейшее внедрение модели «2+2+2», в рамках которой студенты смогут корректировать траектории своей специализации во время обучения.

Предполагается, что в России будут параллельно существовать несколько моделей высшего образования. Во-первых, это специалитет с получением одной или двух квалификаций в течение пяти-шести лет. Во-вторых, бакалавриат с выходом из учебного процесса после трех-четырех лет обучения. Еще один вариант — магистратура после получения диплома бакалавра. Для всех моделей выберут профильные специальности и направления.

Образование по-другому -> @newwayofedu