Центр цифровой трансформации «Цифергауз» запустил свою работу 1 октября 2021 года на острове Новая Голландия в Петербурге. Заказчиком и идейным творцом стала компания «Газпром нефть», а само пространство разместилось в историческом здании «Дом 12». Рассказываем, почему «Газпром нефть» решила популяризировать искусство таким образом и как в одном пространстве уживаются искусственный интеллект и творчество.
«Цифергауз» — это первый крупный центр в Петербурге, который соединяет цифровые лаборатории для работы сотрудников и выставочные залы для культурного развития общества. В секторе лабораторий сотрудники компании «Газпром нефть» занимаются созданием роботов, беспилотников и 3D-моделированием. Они развивают искусственный интеллект для автоматизации заводов и удаленного управления промышленной деятельностью. Пространство оснащено высокотехнологичным оборудованием, которое используют для цифровых выставок медиахудожников и проведения образовательных лекций. Мероприятия направлены на то, чтобы объяснить людям визуализацию цифрового будущего и тесную связь искусственного интеллекта и человека.
В основе тематики пространства легла преемственность прошлого и будущего времени. В «Дом 12», который был построен в 19 веке, лаконично вписался современный и функциональный интерьер. Само местонахождение центра «Цифергауз» имеет символическое значение — именно здесь зародился российский флот, что стало большим достижением для России, а сейчас там изучают искусственный интеллект и делают роботов. Сам дом сделан из кирпича темно-оранжевого цвета, но архитекторы из компании VOX Architects решили привнести в проект легкость и воздух, поэтому в здании встроены стеклянные панели с голубым отливом, которые не позволяют грубым стенам доминировать. Стены в новых кабинетах сделаны с зеркальным отражением, а сама фактура покрыта голографическим покрытием, что указывает на технический переворот в скором будущем. Мебель в центре подбиралась с учетом достижений современных технологий. Конференц-зал оборудован функциональными креслами со столиками Stacy от итальянского бренда Arper, поставщиком которых стала компания Office Solutions. Кабинеты оборудованы мобильными сценами и стенами-трансформерами, с помощью которых можно транслировать выступления на аудиторию больше 200 человек.
Проводилось проектирование не только здания, но и озеленения. В схемах указаны зеленые зоны так, чтобы деревья росли не снаружи помещения, а внутри, проходя через все этажи, поэтому из крыши торчат верхушки деревьев. Такая деталь олицетворяет прошлое «Дома 12», где раньше из деревьев делали корабли. Внутри центра есть небольшой островок с выходом на улицу, где оборудованы скамейки и посажены растения. Конференц-залы и цифровое пространство разделяет стеклянная стена, которая поворачивается по оси. Для центра специально разработали систему Smart Glass, которая позволяет менять тон и прозрачность перегородки для полной аудиенции.
Первую выставку «Цифровые двойники» в «Цифергаузе» открыл российский медиахудожник Максим Жестков. Идея заключалась в том, чтобы показать и сблизить человека с искусственным интеллектом. Желающий мог посмотреть на себя в 6 виртуальных мирах нейросети.
В коллаборациях с «Газпром нефтью» поучаствовала и дизайнер Александра Фролова. Её зеркальные инсталляции, которые посвящены Петербургу, стали постоянными в центре «Цифергауз». Арт-объект «Калейдоскоп» символизирует фонтаны-шутихи Петергофа, где от шагов посетителей по стеклянной панели возникают виртуальные бутоны. Инсталляция «Купол» находится над головами людей, имитируя небо Петербурга с переменчивой погодой. Арт-объект «Глаз» состоит из множества зеркал, которые преломляют digital-art выставки. Её персональная мультимедийная выставка «Калейдоскоп» стала постоянной в центре. Сама художница известна костюмами и инсталляциями из латекса, и свои экспозиции в «Цифергаузе» она делала из того же материала. Они посвящены тем эмоциям и чувствам, которые испытывает человек, когда наблюдает за Петербургом.
Первой выставкой зарубежного художника в «Цифергаузе» стала «Гипноз и прочие состояния» Тони Оурслера. В своих работах он делает акценты на лице или определенной его части — так, например, глаза являются неотъемлемым экспонатом на всех его выставках. Художник любит работать с проекторами, поэтому многие его работы можно увидеть на мячах, стенах, коре дерева или же в смоге дыма. На входе посетителей встречала экспозиция в виде пятен Роршаха — она выдает изображение, которое хочет видеть ваше подсознание. Чем дольше посетитель находился в пространстве, тем больше скрытых смыслов он мог заметить.
Художник брал за идею эксперименты психологов над сознанием человека, которые можно понять только при долгом нахождении на выставке. Многочисленные зацикленные видеоарты дают почувствовать, что именно контролирует ваше внимание сегодня. Каждый посетитель по итогу выставки сам отвечает на вопрос о том, что есть гипноз, так как не все инсталляции действуют на людей одинаково.
В 2022 году пространство «Цифергауз» запустил конкурс, по итогу которого победитель сможет открыть свою выставку вместе с «Газпром нефтью». С 1 мая по 30 июня 2022 года любой художник мог подать заявку. Потом месяц эксперты выставляли оценки заявкам и идеям. В августе объявили победителей: Kirill Rave, Анастасия Конюхова, Полина Лимье, Артем Мороз, Виктор Поляков и Василисса Саврасова. Оценивали работы эксперты из сферы искусства и художники: Тони Оурслер, Николай Палажченко, Ольга Андреева, Митя Харшак и Ольга Вад. С 1 декабря будут открываться новые выставки российских медиахудожников.
Центр планирует менять инсталляции 2-3 раза в год и показывать как уже известные выставки, так и новые выставки мировых звезд виртуального искусства. Сейчас все выставки проходят бесплатно. Зарегистрироваться можно на TimePad.