Юлия Майорова, директор по маркетингу Банки.ру, рассказала о том, как изменились потребительское поведение и спрос на финансовые и страховые продукты в первом полугодии 2022 года. Ее выступление на FinProfit 2022 было основано на данных сервисов Банки.ру, включая динамику и распределение спроса по продуктам и регионам, онлайн-путь пользователя и поведенческие тренды.
На фоне всех событий в марте 2022 года финансовый маркетплейс Банки.ру зафиксировал пик трафика — количество посещений составило более 28 млн (по данным Similarweb). По данным июня 2022 года, трафик вернулся к прежнему уровню и составил 14,7 млн — это обычный устойчивый уровень посещений для летнего периода.
Кредитные продукты
Март — апрель показали небольшое снижение спроса на потребкредиты. Пользователи продолжали посещать сайт Банки.ру, отслеживали предложения банков и подавали заявки на кредитные продукты, но повышенные заградительные ставки и более строгий банковский скоринг ограничивали одобрение и выдачу. Объем выдачи потребительских кредитов и кредитных карт начал вновь расти с мая 2022 года после снижения процентной ставки.
Если говорить о статистике по регионам, то существенных изменений на протяжении первого полугодия не наблюдалось: Москва и Санкт-Петербург — 40–45%; регионы — 55–60%.
«Просто деньги» — самая популярная за анализируемый период цель оформления кредита на Банки.ру: более 80% заемщиков отметили это.
Разрыв спроса и предложения (выдачи) в марте 2022 года стал причиной того, что клиенты все чаще стали обращаться к микрозаймам. В настоящее время ситуация нормализовалась, и можно наблюдать рост доли кредитных карт и небольшое отставание доли потребкредитов в линейке кредитных продуктов. Спрос на ипотечные продукты еще находится в стадии восстановления после изменений ключевой ставки.
Средняя сумма выданных кредитов показала стабильность — наибольшим спросом пользовались кредиты в размере 100–300 тыс. руб.
По данным Банка России, на рынке кредитования в первой половине 2022 года наблюдалось значительное увеличение доли микрозаймов, и основной рост приходился на онлайн-сегмент. Спрос на микрозаймы на Банки.ру вырос на 33% к февралю. Займы — единственный кредитный продукт с положительной динамикой спроса в марте.
Основным стоп-фактором роста рынка ипотеки в первом полугодии стали высокие цены на недвижимость и заградительные ипотечные ставки. При этом интерес пользователей Банки.ру к ипотеке сохранился — они следили за ставками, новостями рынка, изменениями в льготных программах.
Наибольший спрос на ипотечные продукты наблюдается в Москве и Санкт-Петербурге, что не связано (как видно из графика на слайде) с февральскими событиями, и с конца 2021 года демонстрирует стабильность.
Депозитные продукты и инвестиции
Пик спроса на вклады на Банки.ру, благодаря рекордному росту ставок, пришелся на март 2022 года (+198%), но в июне в связи с изменением ключевой ставки показатели вернулись к прежнему уровню.
Спрос на вклады по регионам стабилен: лидируют Москва и Санкт-Петербург, на регионы приходится чуть меньше половины спроса, но доля регионов во II квартале выросла.
Если оценивать действия вкладчиков в I квартале 2022 года, то по данным Банки.ру и коллег по рынку, на февральские события и рост ставок по депозитам не отреагировали почти 50% вкладчиков, треть из них переложили средства во вклады с новыми условиями или открыли впервые.
Если говорить о средних суммах вкладов, то наблюдается постоянный тренд: средняя сумма открытых вкладов по специальным предложениям Банки.ру почти в 2 раза выше (900 тыс. руб.), чем средний размер вклада по данным АСВ (420 тыс. руб. без учета вкладов до 10 тыс. руб.)
Банки.ру также провел исследование, по каким критериям пользователи выбирают банк для вклада (не только в кризисный период). Почти 50% вкладчиков при выборе банка используют финансовые маркетплейсы. При этом клиенты, которые никогда ими не пользовались, менее гибкие в своих решениях и выбирают только банки из ТОП-3.
Несмотря на то, что динамика по инвестиционным продуктам в марте схожа с динамикой по вкладам, отличия все же есть. К Банки.ру пользователи чаще всего обращались, чтобы изучить инвестиционные предложения, понять ситуацию на рынке в целом, узнать курс валют. В этот период в разделе «Медиа» Банки.ру было размещено множество экспертных материалов с советами и рекомендациями. Таким образом, спрос на инвестиции в марте не был связан с активными действиями по размещению средств, а являлся поиском ответа на вопрос: «А что делать дальше?»
Курсы валют
С 24 февраля 2022 года посещаемость раздела о курсе валют на Банки.ру выросла на 156% (статистика февраля к январю) и 65% (март к февралю). К концу полугодия пик спроса прошел, но количество ежедневных посещений все равно выше, чем в аналогичные предыдущие периоды.
С марта 2022 года в ТОП-5 запросов иностранных валют вошел юань. Также показали рост интереса со стороны пользователей лиры и дирхамы, но в ТОП-5 они не вошли, поэтому на графике не отражены.
Страхование
Если оценивать все страховые продукты в целом, то это самая стабильная группа продуктов.
Основная доля спроса пришлась на ОСАГО, но заметна положительная динамика и в ипотечном страховании.