Сегодня – великий день, день праздника Преображения Господня. Преображение Христа, то есть проявление Его Божественной природы, явление Фаворского Света - есть ключевой пункт христианского понимания спасения.
Почему так? Что сказали об этом святые подвижники?
В Великий пост и Успенский пост.
В Великий пост, во 2 неделю его, был праздник святителя Григория Паламы, святого, который сам испытал Фаворский свет в своей жизни.
Он писал о Фаворском свете, проводя аналогию со Светом, явленным 3 ученикам Христа на горе Фавор (Палестина, 588 метров на уровнем моря). Были статьи на этом канале об этом.
В пятый день Успенского поста, идущего сейчас, 19 августа празднуется день Богочеловечества, праздник Преображения, который затрагивает эту основную тему.
Что говорят апостолы - евангелисты?
4 апостола евангелиста (Матфей, Марк, Лука и Иоанн) описывают это событие в Евангелии.
Было три ученика со Христом: апостолы Иоанн и Иаков Зеведеевы и апостол Петр (Симон Ионин). Ученики, в тот момент, увидели Божественную природу Христа, им были явлены в Фаворском свете также пророки Илия и Моисей.
Почему так важно все это?
Апостол Иоанн говорит в Первом своем послании:
«…когда откроется (нам Фаворский образ и свет – прим. автора) будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть (1 Ин. 3, 2).
Христос открыл этот Свет ученикам там, на горе, на тот миг, чтобы они внутри преобразились, чтобы они смогли увидеть Божье. Чтобы показать на практике – вот, что есть Царство Божье, вот что есть Божественная природа в вас самих.
Не Христос стал другим в тот миг, а ученики стали другими, обоженными, преображенными и смогли увидеть Божественность Христа. Подобное зрит подобное.
Преп. Иоанн Дамаскин говорит:
«Преображаясь, Христос не приобретает ничего сверх того, чем Он был, и не меняется в то, чем Он не был, но являет Своим ученикам то, чем Он был, отверзая их очи и делая из слепцов зрячими; Сам оставаясь в точности таким как прежде..." (преп. Иоанн Дамаскин «Избранные творения»)
хожее заявляет и святитель Василий Великий:
"Как некий свет сквозь стеклянные пластины, то есть сквозь человеческое тело Господа, просияла Его Божественная сила, озарив тех, у кого очищены сердечные очи" (Творения святых отцов. Святитель Василий Великий).
Не тот же свет просиял апостолу Павлу на пути в Дамаск, преобразивший его из гонителя христиан в яркого проповедника христианства? Не Свет ли перевел разум его из плоскости внимания формальному закону от Бога в многомерный объем божественного понимания жизни, данной Богом? Разом, единым мигом.
Если посмотреть истории праведных, Свет этот открывался каждому в нужный миг жизни, в тех ее обстоятельствах, в которых он был спасительным.
Ключевое.
Ключевая суть и мысль евангельская заключается в том, что Фаворский свет открывается не каким-то особым людям, а всем христианам, если они любят Христа, следуют Ему в соблюдении нравственной жизни, исцеляются от того, что препятствует Ему.
Явление Нетварного (Фаворского) света это не экстремальное или редкое событие, которое нужно ждать всю жизнь (и можно не дождаться). Миги его (в мере допустимого) даются человеку много раз в жизни. Христос открывает Его всем, Кого спасает.
Не борьба с собой ради борьбы, не воинство ради воинства, не молитвы как прошения Бога о мелочах жизни, не ожидание чего-то в надежде – соль христианства. Нет. Это лишь средства, частности или детали.
А именно такое вот преображение Богом человека, обращенного к нему, вот в чем суть и соль христианской жизни.
В чем смысл Света?
В человеке открывается его божественная природа, которая уже дана ему Господом. Высшая, основополагающая, главная.
В человеке есть тварная природа. В человеке есть что-то от робота, в его аналитико-интеллектуальной рутинной деятельности. В человеке есть Божье. Божье - главное.
Смысл не в том, чтобы минутно, разово преобразиться и затем вновь вернуться в тварное или роботное состояние. Такие «преображения» бывают у многих людей. Что с того? Увидел и забыл?
Долгий опыт подвижников, их труды по стяжанию Благодати, Света Божьего, необходим им был для того, чтобы достичь устойчивости в таком духовном, преображенном состоянии. Чтобы оно не исчезало, но стало платформой жизни.
Миги Бога доступны всем (в мере своей). А вот удержание в состоянии – это труд подвижнический и Любовь Милость Божья, подающего Свет.
Многие святые, например, преп. Паисий Святогорец, говорили, что если бы люди понимали, что такое Фаворский свет, Благодать Божья, преображенное состояние души, то они молились и просили бы об этом Господа непрестанно и более всего на свете желали бы именно этого. Это несравненно ни с чем и существенно важно для человека. Это составляет соль христианства, ключевую суть спасения.
Послесловие.
Христос открыл и подарил этот Свет всем людям. Не теорию Евангелия для механистического исполнения. А Свет Божий, чтобы понимать Бога и жить с Ним.
Сегодня - прекрасный день, напоминающий об этом, самом главном.
Храни всех Бог и Пресвятая Богородица.