Новая драма разворачивается вокруг другого крупного российского экспорта: алмазов. Будучи крупным производителем алмазов, Россия зарабатывает миллиарды долларов, которые, по словам других стран, помогают финансировать войну. Столкновение обнажает множество лазеек в надзоре над поставками алмазов из зон конфликтов.
Россия является крупнейшим в мире поставщиком мелких алмазов. В течение многих лет обручальные кольца, серьги и подвески, выставленные на продажу в Соединенных Штатах и за их пределами, включали алмазы, добытые глубоко в вечной мерзлоте на северо-востоке России.
Теперь США и другие страны предпринимают действия, которые могут официально обозначить российские алмазы как "военные алмазы"*, утверждая, что их продажа помогает финансировать военную операцию России в Украине.
*"кровавые алмазы", которые в свою очередь, названы так, потому что добыты на территории ведения военных действий и деньги, полученные от их продажи, используются условными повстанцами (ниже в статье смотрите определение). В нашем случае, не дословный перевод будет, не "военные", а "алмазы, которыми спонсируют военные действия", но далее по тексту для краткости обозначим "военные алмазы". – при. ред.
Европейский союз, Канада и другие западные страны, а также Украина и несколько активистских организаций присоединились к аналогичным призывам к обсуждению в рамках Кимберлийского процесса последствий вторжения в Украину, в том числе о том, следует ли считать российские драгоценные камни "военными".
Кимберлийский процесс, созданный в результате финансирования алмазами смертоносной войны в Сьерра-Леоне и в других местах, определяет "кровавые алмазы" (военные алмазы) более конкретно, как "необработанные алмазы, используемые повстанческими движениями или их союзниками для финансирования конфликтов, направленных на подрыв законных правительств".
Но "повстанческое движение" точно не описывает Россию, и тамошние чиновники категорически возражают против того, чтобы называть алмазы своей страны "военными". Они считают попытки западных правительств сделать это "политической демагогией", согласно электронному заявлению пресс-службы Минфина России.
Проблема становится всё более актуальной, поскольку западные страны, ограничивают поставки российского газа и ищут долгосрочные альтернативы своей зависимости от ископаемого топлива. Доходы от других крупных российских экспортных товаров, таких как алмазы, приобрели новое глобальное значение как для России, так и для стран, стремящихся наказать нацию за её действия в Украине.
По данным правительства США, драгоценные камни являются одним из крупнейших неэнергетических товаров российского экспорта по стоимости, на его долю в прошлом году пришлось более 4,5 миллиардов долларов экспорта.
Российские бриллианты уже много лет пользуются популярностью у американских ювелиров, уставших от алмазов [с запятнанной репутацией] из африканских рудников – даже тех, которые находятся далеко от зон конфликтов, – которые потребители могут принять за "кровавые". Но дебаты о российских алмазах обнажают часто упускаемую из виду реальность попыток обуздать мировую алмазную индустрию стоимостью 80 миллиардов долларов, которая коммерциализирует самые сокровенные эмоции и годами работает над тем, чтобы убедить людей в том, что её драгоценные камни заслуживают доверия благодаря сертификации в рамках Кимберлийского процесса.
Многие ювелиры признают, что из-за лазеек и технических сложностей так называемых этичных алмазов на самом деле не существует. И усилия по блокированию российских алмазов подчеркивают этот факт.
"Мы используем Кимберлийский процесс как величайшую машину для гринвошинга* алмазов, которую когда-либо видел мир," – сказал Мартин Рапапорт, ведущий алмазный брокер, чей прайс-лист используется в качестве ориентира для оптовой торговли бриллиантами.
*форма морально-этического маркетинга, в которой обширно применяется пиар и методы, цель которых – ввести потребителя в заблуждение относительно целей организации или производителя в этичности продукции или услуги, представить их в благоприятном свете. – прим. ред.
Со стороны России, её официальные лица говорят, что алмазы страны соответствовали экологическим, социальным и управленческим стандартам задолго до того, как они вошли в моду в корпоративном мире. Говорят, что российские рудники вносят вклад в экономику Якутии, пустынного района Дальнего Востока страны.
На вырученные от продажи алмазов средства проложены дороги, построены школы и больницы, сообщило министерство финансов России в электронном письме, добавив, что выплаты также производятся институциональным и частным инвесторам. "Средства к существованию одного миллиона жителей Якутии полностью зависят от стабильности добычи алмазов в регионе," – заявили в министерстве.
Но "Российские алмазы участвуют в финансировании военных действий РФ в Украине, что делает эти алмазы не просто имеющими отношение к конфликту, а кровавыми," – сказал Владимир Татаринцев, заместитель директора Государственного геммологического центра Украины, который является членом Кимберлийского процесса.
Западные чиновники оказали поддержку украинцам.
В тот самый февральский день, когда Россия начала свою специальную военную операцию в Украине, США добавили в свой санкционный список Сергея Иванов, исполнительного директора Алроса, крупнейшего производителя алмазов в России и крупнейшей в мире алмазодобывающей компании. Г-н Иванов является сыном одного из ближайших соратников президента Владимира Путина, который также был внесён в санкционный список.
Позже США запретили импорт российских алмазов вместе с российской водкой, икрой и другими товарами.
Но в действиях США была серьёзная лазейка: они касались только российских необработанных алмазов, драгоценных камней, которые были извлечены из земли, но ещё не были огранены и отполированы. И лишь немногие необработанные алмазы из России попадают на рынок США.
После извлечения из земли большая часть алмазов отправляется на переработку за границу, независимо от того, где они добыты. Подавляющее большинство из них попадает в центры огранки в Индии, где нет запрета на российские алмазы. После того, как алмазы обработаны и подготовлены к отправке, их происхождение меняется. Алмазы, добытые в России, больше не являются алмазами российского происхождения; они помечены как бриллианты индийского происхождения.
Бойкот российских бриллиантов начали крупнейшие ювелиры, такие как Tiffany. Компания De Beers активизировала усилия по отслеживанию драгоценных камней в цепочке поставок.
Вскоре после этого США усилили свои действия, нацелившись на горнодобывающий гигант Алроса, контрольный пакет акций которого принадлежит федеральному и региональному правительствам России. Она добавила Алроса в список Министерства финансов США, что, по сути, запрещает гражданам США вести с ней бизнес. Аналогичные действия предприняли Канада, Великобритания, Новая Зеландия и Багамские острова.
Но критики заявили, что запрет не закрыл лазейку и оставил открытой возможность того, что дочерние компании Алроса всё ещё могут найти способ доставить алмазы, обработанные за границей, в США, и они отмечают, что, хотя США являются крупнейшим рынком сбыта российских алмазов, Алроса всё ещё может свободно продавать алмазы на других крупных рынках, таких как Китай, который не предпринял никаких действий против российских драгоценных камней.
Несмотря на это, акции Алроса, которая, по словам США, принесла в прошлом году более 4,2 миллиарда долларов дохода и на которую приходится 90% российских мощностей по добыче алмазов, резко упали. Это стало ударом для компании, которая пять лет назад запустила новую маркетинговую кампанию в Америке, надеясь, что её российская идентичность станет бонусом в стране, где потребители опасаются злодеяний связанных с добычей алмазов, которые разжигали войны в африканских странах.
"Алроса уделяет большое внимание экологическим и социальным вопросам и соответствует самым высоким стандартам корпоративной социальной ответственности," – говорится в заявлении компании, отправленном по электронной почте. Её веб-сайт освещает усилия, направленные на защиту воды и почвы, помощь коренному населению и создание парка для защиты оленей и других диких животных.
Дебаты по поводу российских алмазов достигли Кимберлийского процесса в преддверии запланированной встречи группы в июне. В США и других западных странах уже развернулось движение, направленное на определение того, экспортирует ли Россия алмазы из зон конфликтов, и пересмотреть ведущую роль России в организации.
Россия сама была в числе многочисленных стран, которые в течение нескольких лет настаивали в рамках Кимберлийского процесса на расширении определения алмазов из зон конфликтов, стремясь распространить его на такие вопросы, как права человека, труд и окружающая среда. Но поскольку организация руководствуется консенсусом – все решения должны приниматься единогласно более чем 80 странами – движение застопорилось.
Напряжённость вокруг российских алмазов расколола страны-участницы Кимберлийского процесса по всё более знакомым геополитическим линиям: многие западные страны настроены против России, которую поддержали Китай, Беларусь и Кыргызстан, а также Мали и Центральноафриканская Республика, где Россия имеет большое присутствие, в том числе благодаря своим наёмникам, которые работают на алмазных рудниках.
Кимберлийский процесс "имеет всё меньше и меньше общего с алмазами и в некотором смысле превратился в ещё один геостратегический театр военных действий," – сказал Ханс Меркет, специалист по алмазной промышленности и исследователь прав человека, чья организация является частью гражданского общества, участвующего в Кимберлийском процессе.
На июньской встрече в Ботсване дискуссии о вторжении России в Украину и её последствиях для Кимберлийского процесса прекратились после того, как Россия, Китай и Беларусь наложили вето. По словам некоторых участников, журналистов попросили покинуть заседания, на которых им обычно разрешалось присутствовать, а переговоры с председателем организации запутались в спорах о том, должна ли Россия принимать участие. Представители США и Великобритании бойкотировали заседания, проводимые представителями России.
Ожидается пересмотр нового процесса по экспорту алмазов из раздираемой войной Центральноафриканской Республики, где российские наемники работают в алмазной промышленности и обвиняются в нарушениях прав человека. По словам некоторых участников, сообщения о насилии на алмазных рудниках в Бразилии и Венесуэле не расследуются. Заявления о насилии с участием сотрудников службы безопасности на шахтах в Демократической Республике Конго, Анголе и Танзании остались без внимания.
В рамках укоренившейся отрасли, где ювелирный бизнес передаётся из поколения в поколение, защитники Кимберлийского процесса говорят, что, несмотря на проблемы, он в основном работает.
"Это не идеальный мир," – сказал Эдвард Ашер, президент Всемирного совета по алмазам, который представляет алмазную отрасль в Кимберлийском процессе. Тем не менее, г-н Ашер, чей семейный алмазный бизнес ведёт свою историю с 1850-х годов, сказал, что, по его мнению, 99 процентов алмазов, сертифицированных Кимберлийским процессом, не имеют связи с военными конфликтами.
Тем не менее, напряжённость вокруг российских алмазов угрожает омрачить работу на встрече Кимберлийского процесса, запланированной на ноябрь. "Кимберлийский процесс не может промолчать после военной агрессии одного участника против другого," – заявил Ксавье Сифре Кватрезольс, представитель Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности.
И только в прошлом месяце аналогичная напряжённость заполнила зал на собрании лидеров алмазной промышленности в Нью-Йорке, где ювелиры и торговцы, которые долгое время работали с российскими коллегами, теперь оказались в неудобном положении, дистанцировавшись от драгоценных камней.
Почти все присутствующие согласились с тем, что, так или иначе, отрасль нуждается в реформе.
Ронни Вандерлинден, лидер алмазной промышленности США и давний ювелир из знаменитого алмазного района Нью-Йорка, сказал, что "все бриллианты в Соединенных Штатах являются этическими", но признал, что в системе существуют недостатки. "Это зависит, – сказал он, – от того, каково ваше определение этичности."
источник
перевод, редактура и адаптация Дмитрий Бобров