Найти тему

Позволяет ли эмпатия решать проблемы в бизнесе и в жизни

В сложных, стрессовых ситуациях очень важно не потерять себя, не потерять способность адекватно оценивать ситуацию и слышать других людей: партнёров, коллег, сотрудников. Ключевую роль в этом играет эмпатия. И это не только про повседневную жизнь. Эмпатия — одна из основ успеха в бизнесе. К тому же она позволяет получать от этого успеха удовольствие.

Хотя сама эмпатия и свойственна человеку, нормально и её временное отсутствие, прерывание. Можно выделить несколько основных так называемых багов (ошибок), которые прерывают цепочки эмпатии. Замечая же сбои в моменте, мы не даём им управлять ситуацией. В этом случае они работают на нас, позволяя повысить качество эмпатии и в итоге коммуникации в целом.

Баги проекции

Нередко при общении нас сносит в фоновый шум: «проваливаемся» в ситуации из прошлого, сравниваем человека с другими знакомыми. Ошибкой является и создание любого рода шаблонов, когда человек очень быстро относит другого в определённую категорию и дальше общается не с ним, а с условным представителем этой категории. Включить её можно разными способами. Составить списки хороших и плохих качеств сложного собеседника или представить себе контекст его жизни.

Баг власти

Он заключается в ложном убеждении, что власть в принципе противоположна эмпатии. Последняя ошибочно воспринимается некоторыми как потеря власти, как подстройка снизу. Но на самом деле умение за короткое время понять другого, помогало во все времена и слабому, и сильному.

Баги агрессии и страха отвержения

Часто бывает, что человек, которого отвергали, почуяв только намек, оттенок агрессии в отношении к себе, может мгновенно выключить эмпатию и включить агрессию. Если мы сами на этом месте, нужно фиксировать этот момент «соскальзывания» в проекцию и «зацепиться» за человека перед тобой, чтобы не «расчеловечить» его первым. Если вы видите такую реакцию перед собой, то не стремитесь «накормить» его своей эмпатией, не наступайте на него.

Баг иллюзий

Большинство из нас «выдумывает» человека изредка и не полностью, хотя есть люди, которые живут в этом всецело. Но наши частные моментальные выдумки можно в себе вылавливать, рефлексировать и использовать.

Баг зависти

Это распространённая разновидность «неразвитой» эмпатии. Это желание быть на месте другого, но не реального другого, а нарисованного, где одни черты гипертрофированы, а другие размыты. Желая уменьшить фрустрацию, обесцениваем, отдаляем человека с желаемыми нами свойствами и достижениями. Но можно из собственной «недостачи» вырастить эмпатию, а не зависть. Для этого стоит попытаться всё-таки взглянуть на человека как на единое целое. «Он такой — я другой, но не лучше и не хуже» — необходимая точка для перерождения зависти в эмпатию.

Баги контакта

Среди них можно выделить отрицательное подкрепление поведения собеседника: когда я по каким-то причинам никак не даю понять другому, что мне не нравится в его поведении. В основе этого бага лежит «неповоротливая» эмпатия к себе самому, мы заставляем себя терпеть. Но мы не только терпим дискомфорт, мы подаём неверные сигналы, учим собеседника распоряжаться собой неправильно. Надо помнить, что эмпатия никогда не растёт из такой «жертвенности». Нам нравится, как с нами обращаются, — подходим ближе. Не нравится — чуть отходим. Любой, кто заинтересован в общении с нами, будет реагировать на наши па.

#бизнес #коуч #коучинг #эмпатия #осознанность #общение

лидер #жизнь #коммуникации #бизнесмен