Они убивали средь бела дня, в оживленных местах. Они убивали своих жертв изогнутыми ножами так называемыми сика. После этого они уходили незамеченными. Так действовали сикарии.
После смерти Ирода Великого напряженность в подчиненной Риму еврейской земле возросла. В конце концов, Иудея была превращена в римскую провинцию. Сопротивление оккупационной власти росло. Уже при префекте Понтии Пилате в Иерусалиме были кроваво подавлены восстания. Государство было обеспокоено внутренними конфликтами. На него также обрушились экономические бедствия (включая голод 40 года н.э.). В 66 году после беспорядков в Кесарии вспыхнуло восстание, которое историк Иосиф Флавий назвал Иудейской войной. Вначале повстанцы добились впечатляющего успеха. Двенадцатый легион, отправленный для подавления восстания и прибывший из Сирии, понес тяжелые потери. Было убито до 6 000 легионеров. Повстанцы также завоевали золотого орла легиона.
Римские легионеры геноцидисты
Через год Рим направил в Галилею 13-й легион под командованием консула Тита Флавия. Оккупанты жестоко расправились с защитниками крепости Йотопата. Они героически оборонялись в течение 47 дней. (Ими командовал Иосиф Флавий. Позже оправданный императором Веспасианом он уже как римский гражданин описал историю Иудейской войны). Однако, в конце концов, из-за регулярной осады и обстрела из катапульт крепость была разрушена. Римляне ворвались в город с помощью предателя. Они устроили резню мирных жителей. 40 000 человек были убиты.
Последующие эпизоды войны были отмечены не только жестокими геноцидами со стороны легионеров, но и безумным сопротивлением повстанцев. В 68 году римляне захватили крепость Гамала. Осада продолжалась целых семь месяцев. Однажды легионерам удалось прорваться вглубь зданий, но после ожесточенных уличных боев им пришлось отступить. В конце концов, сопротивление, из-за людских потерь, ослабло. После взятия Гамалы до 5 000 человек жители и зелоты (националистическая, антиримская повстанческая партия) решили покончить жизнь самоубийством, прыгнув в пропасть с холма.
В 70 году римляне захватили Иерусалим. Согласно Тациту, в осажденном городе должно было погибнуть до 600 000 человек. Большая часть погибла от голода в результате римской блокады. Люди в том числе истощенные женщины и дети умирали на улицах. Тех, кто пробивался за провизией и попадал в руки легионеров, распинали. Иерусалимский храм был разграблен и сожжен.
Последним актом жестокого усмирения восстания стало падение Масады, массивной крепости на вершине плато на краю Иудейской пустыни у Мертвого моря. Масада защищалась до 73 года, ее осаждали 5 000 легионеров и 9 000 рабов. Внутри закрылись 1000 защитников. Столкнувшись с бесполезностью дальнейшего сопротивления, командующий обороной Эльзеар Бен Яир принял драматическое решение он заставил всех запертых в стенах совершить коллективное самоубийство. Мужьям было велено убить своих жен и детей, а затем их самих убивали назначенные зелоты. Только несколько человек, спрятанных в канализации, пережили это. Это был окончательный конец еврейского восстания.
Сика для предателей
Эльзеар Бен Яир был сикарий. Он принадлежал к самой радикальной фракции зелотов. Эта политическая и вооруженная группировка стремилась любыми средствами сбросить римское господство. Зелоты совмещали политические и религиозные взгляды. Они считали, что любой, кто принимает подчинение Риму, отрицает единого и единственного Бога. Они также верили, что своей борьбой они ускорят приход Мессии, который освободит еврейский народ от страданий. Сикарии представляли собой замаскированную вооруженную руку партии зелотов. Следует добавить, что евреи того времени были резко разделены в вопросе своего отношения к Риму. Подчинение империи было принято саддукеями собравшимися вокруг аристократии и священников Иерусалимского храма. Они также не сопротивлялись эллинизации общества.
Сикарии выступали против иностранного влияния. Во время осады Иерусалима они избрали главным священником храма фани каменщика, совсем не связанного с кастой священников. Их радикализм в отношении тех, кого считали предателями, обычно принимал форму убийства. Отличительной чертой убийц-невидимок стала сика изогнутый кинжал, которым они убивали своих жертв.
Иосиф Флавий, который прошел путь от командира повстанцев до римского гражданина и сам считался предателем, писал о методах ведения войны сикариями следующее:
"Они убивали людей средь бела дня и в самом центре города. Они смешивались с толпой, особенно во время праздников, и, нося маленькие кинжалы, спрятанные под одеждой, убивали ими своих противников. Когда человек падал замертво, убийцы присоединялись к толпе и, освободившись от подозрений, не позволяли себя обнаружить".
В то время сикарии объединили свои силы против тех, кто согласился жить в подчинении у римлян. С ними они обращались как с врагами, грабя и похищая их имущество, поджигая их дома. Ведь эти люди, говорили они, ничем не отличаются от чужеземцев, раз они так позорно отказались от свободы, за которую так боролись евреи, и добровольно склонили свои шеи под ярмо рабства римлян. Но эти речи служили лишь завесой, за которой они хотели скрыть свою жестокость и алчность, о чем красноречиво свидетельствуют их действия. Ведь именно те, кто восстал вместе с ними и вел совместную войну против римлян, стали жертвами особой жестокости сикариев.
Писал ли историк так, чтобы "очистить" себя от обвинений в сотрудничестве? Этого мы не знаем. Безусловно, как и в любой радикальной организации насилия, в рядах сикариев должны были быть "гнилые плоды", то есть люди, которые убивали ради удовлетворения или выгоды например, материальной.
Иногда из-за их методов борьбы сикариев называют первыми террористами в истории. Это запоминающийся лозунг, хотя и с натяжкой. Древний мир не знал понятия терроризма, а скрытые убийства как метод политической или вооруженной борьбы существовали задолго до Иудейской войны. Тем не менее, сикарии были скорее повстанцами, чем специализированной группой убийц. Тот же ложный миф о профессиональных убийцах-невидимках распространялся и на исламских ассасинов (низаритов), которые появились более чем на тысячу лет позже. В действительности, вместо обученных "машин для убийства", они были группой неудачников их действия часто заканчивались смертью убийцы.